Записки зрелого врача: каким получился спектакль «Комната Адлера» с Олегом Меньшиковым
28-30 сентября на основной сцене Театра Ермоловой состоялась премьера спектакля Леры Сурковой «Комната Адлера». В постановке по пьесе Анастасии Букреевой главные роли исполнили Олег Меньшиков и Евгений Ткачук. «Правила жизни» объясняют, почему пропускать «Комнату Адлера» не рекомендуется.
Стол, два стула. Справа — рассудительный психиатр Петр Адлер (Олег Меньшиков), слева — пациент Иван (Евгений Ткачук), обвиняемый в нескольких преступлениях, от ограбления до изнасилования. В голове Ивана живут восемь личностей, среди которых гиперактивный ребенок, дедушка со старческим маразмом, художник-толкинист и мигрант из Средней Азии. Все они обитают в воображаемой многокомнатной квартире, ключи от которой — у загадочной надличности Пастора, определенно знающего ответы на интересующие Адлера вопросы.
Следует сразу оговориться: самые зрелищные эпизоды «Комнаты Адлера» требуют уважительного умалчивания. К середине первого акта уверен, что знаешь, чем закончится спектакль; аккурат перед антрактом вжимаешься в кресло и прячешь голову в плечи; на втором акте ошарашенно следишь за тем, как твои робкие догадки рассыпаются на глазах. Не прибегая к сложным костюмам (белый халат, принадлежащий то доктору, то пациенту), декорациям (упомянутые стол и стулья — все, на что стоит рассчитывать) и обширному составу (даром что один Ткачук сам по себе целая труппа), драматург Анастасия Букреева и режиссер Лера Суркова обнажили непредсказуемый процесс работы с психически нездоровым человеком, увлекательный и жуткий одновременно. За первое отвечают остроты, словно взятые из сборников в духе «Психопаты шутят», за второе — зловещий гул, разрывающий колонки (спасибо композитору Оле Криковой), мерцающие флуоресцентные лампы и софиты (дело рук художника по свету Ивана Васецкого).