В МХАТе имени Горького — премьера «Сцен из супружеский жизни»

ЭкспертКультура

Формула семьи Бергмана–Кончаловского

В МХАТе имени Горького — премьера «Сцен из супружеский жизни» в постановке Андрея Кончаловского

Вячеслав Суриков

Это первая премьера в МХАТе после того, как Эдуард Бояков был назначен художественным руководителем театра, славящегося своим консерватизмом, в том в числе в выборе пьес для постановки. Поэтому к ней особое внимание. Этот спектакль — своего рода манифест, в котором заключена информация о том, что же дальше будет с театром, куда повернет этот огромный корабль, который до сих пор уверенно плыл в сторону великого прошлого.

Можно только догадываться, насколько важен был Андрей Кончаловский для Эдуарда Боякова в качестве постановщика этого спектакля. Его согласие — первая победа нового худрука МХАТа. Любая постановка Кончаловского по определению не может остаться незамеченной. Тот редкий случай, когда фигура режиссера важнее того, что он делает. И он может позволить себе выбирать и драматургический материал, и актеров, с которыми предпочитает работать. И текст Ингмара Бергмана, и Юлия Высоцкая с Александром Домогаровым как исполнители главных ролей — этого его личный выбор.

Главные роли в спектакле Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» сыграли актеры, с которыми он уже не один раз работал на своих театральных и кинопроектах: Юлия Высоцкая и Александр Домогаров

Сценарий Бергмана Кончаловский радикально переделал. Он оставил только двух персонажей и перенес место действия в Россию девяностых. Она настолько притягивает режиссера, что в ее реалии он три года назад поместил и действие рок-оперы «Преступление и наказание», поставленной на сцене Московского театра мюзикла. Объяснить это в обоих случаях можно также личным выбором режиссера. Трудно себе представить менее рифмующиеся друг с другом произведения, как «Преступление и наказание» и «Сцены из супружеской жизни», но Андрей Кончаловский без всяких сомнений сводит оба сюжета в одном и том же временном отрезке. В «Сценах» действие первого акта происходит в квартире с усредненным интерьером, создатели которого не стали утруждать себя акцентами на предметах, ассоциирующихся с каким-либо временем. Герои спектакля проживают свою жизнь в кухне и гостиной без каких-либо примет. И только в паузах между отдельными эпизодами спектакля декорации превращаются в экран, на который транслируется документальная хроника начала девяностых.

Домогаров и Высоцкая — постоянные актеры Кончаловского. Они появляются вместе в фильме «Глянец» (2007), где играют пару «провинциалка — олигарх» и далее переходят из одного проекта Кончаловского в другой. В чеховской трилогии, поставленной на сцене Театра имени Моссовета: в «Дяде Ване» они Соня и Астров, в «Вишневом саде» — Гаев и Раневская, в «Трех сестрах» — Вершинин и Маша. Мало того что они вместе проиграли множество оттенков взаимоотношений между мужчиной и женщиной, Кончаловский еще и знает, какого результата можно от них ожидать. Никаких экспериментов — проверенная, хорошо знакомая драматургия и столь же проверенные актеры, которые разыгрывают еще один сюжет, к которому они уже так или иначе подступались. Есть только один нюанс: этот спектакль мог появиться на сцене любого другого театра, в сотрудничестве с которым был бы заинтересован Андрей Кончаловский. Эдуард Бояков как менеджер получил быстрый и эффектный результат, но он пока только отчасти предвещает грядущие перемены в театре.

Появляясь на сцене, герои обозначают тех персонажей, которых они будут играть, и их возраст, тем самым подчеркивая условность происходящего. Мужчина и женщина проживают совместную жизнь, переходя из одной ее фазы в другую. Время отдаляет их друг от друга, но параллельно между ними формируется какая-то новая и очень сильная связь, которая накрепко связывает их, да так, что им даже после развода не удается ее оборвать. Как и персонажи бергмановского кино, герои спектакля Кончаловского существуют в пространстве, где протекает внутренний процесс, который касается только их двоих. Кончаловский не детализирует эпоху, он обозначает девяностые как время глобальных катаклизмов, от которых нельзя отгородиться стенами квартиры. Они вторгаются в частную жизнь и беспощадно разрушают привычные устои. Главные герои долго и мучительно доводят друг друга до развода и в конце концов совершают его, одновременно признаваясь себе в том, что ни он ни она этого не хотят.

На протяжении всего спектакля в нем то и дело возникают какие-то пространства, для преодоления которых зрителю приходится прилагать усилия. Ты все равно пытаешься зацепиться хоть за что-то, кроме каких-то отсылок в репликах персонажей, чтобы понять, когда это происходит. Между актерами и их героями тоже чувствуется разрыв, который в какие-то моменты спектакля им удается максимально сокращать, а в какие-то моменты он вдруг выходит за пределы границ, допускаемых воображением зрителя. Режиссер словно бы говорит, что все это не так важно и нужно сконцентрироваться на истории двух людей, которые по каким-то необъяснимым причинам и любят друг друга, и одновременно разрушают собственную жизнь. Девяностые хоть как-то объясняют этот совершенно иррациональный процесс. И в то же время это кажущееся таким рациональным объяснение (рушится все, и институт семьи тоже) ничего не объясняет, а только еще больше все запутывает.

Присущая актерам харизма позволяет удерживать внимание зрителей. Драматургия спектакля выстроена таким образом, что действие не провисает ни на минуту. Между Высоцкой и Домогаровым в самом деле существует какая-то электрическая дуга, которая не только провоцирует интерес к тем отношениям, которые они выстраивают на сцене, но и усиливает достоинства обоих и нивелирует их слабые стороны. В спектакле есть повествовательные сцены, из которых мы узнаем историю персонажей, кульминационная, где эмоции повышаются до максимальной степени, и счастливый финал, в котором герои вновь обретают друг друга, чтобы затем вновь расстаться. За охлаждением чувств, возникшем внутри супружеской пары, следует измена со стороны мужчины. И уже в тот момент, когда герой Александра Домогарова заявляет об этом, он понимает, что это всего лишь иллюзия, но не может противостоять силе судьбы. Формула семейной жизни по Бергману такова: встреча, начало совместной жизни и неизбежно следующее за ней охлаждение чувств. Затем измена, развод и снова встреча, но уже кратковременная — втайне от всех.

Кончаловский делает это высказывание от первого лица, тем самым заставляя проводить параллель между его творческой и личной судьбой и судьбой Бергмана. Возможно, он — самый близкий ему по духу кинематографист XX века. Ни режиссура Кончаловского, ни драматургия Бергмана не выводят МХАТ имени Горького за рамки психологического реализма. Произошло то, что произошло: трио Кончаловский, Высоцкая и Домогаров вытащило театр из глубины его внутренней жизни: на сцене появились новые актеры, а в зале — новый зритель, не в последнюю очередь привлеченный узнаваемостью создателей спектакля. Мы понимаем, что радикальных перемен в репертуарной политике МХАТа не предвидится. В нем по-прежнему будут доминировать приверженцы системы Станиславского. Миссия нового худрука на первом этапе его появления в театре выполнена.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гаджеты – это новая форма близости Гаджеты – это новая форма близости

Гаджеты не могут быть причиной конфликтов в семье

Psychologies
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон

Как в России реагируют на инклюзию в велнес-индустрии?

Forbes
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается

В чем кроется секрет пунктуальности японских поездов?

ТехИнсайдер
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
Площадь свободы Площадь свободы

Что такое мастер-спальня и где можно ночью играть на пианино?

VOICE
Другой мир — другие традиции: как выдают замуж женщин в странах Африки Другой мир — другие традиции: как выдают замуж женщин в странах Африки

Чего ждут от жениха с невестой в странах Африки?

Psychologies
Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером

Как не потерять китайского партнера?

Forbes
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость» Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость»

Солистка Большого Кристина Кретова и премьер Игорь Цвирко ведут друг друга

VOICE
Банкир миллиардеров Банкир миллиардеров

Как Эдмонд Сафра стал легендой в мире private banking

Деньги
Открыть в приложении