В МХАТе имени Горького — премьера «Сцен из супружеский жизни»

ЭкспертКультура

Формула семьи Бергмана–Кончаловского

В МХАТе имени Горького — премьера «Сцен из супружеский жизни» в постановке Андрея Кончаловского

Вячеслав Суриков

Это первая премьера в МХАТе после того, как Эдуард Бояков был назначен художественным руководителем театра, славящегося своим консерватизмом, в том в числе в выборе пьес для постановки. Поэтому к ней особое внимание. Этот спектакль — своего рода манифест, в котором заключена информация о том, что же дальше будет с театром, куда повернет этот огромный корабль, который до сих пор уверенно плыл в сторону великого прошлого.

Можно только догадываться, насколько важен был Андрей Кончаловский для Эдуарда Боякова в качестве постановщика этого спектакля. Его согласие — первая победа нового худрука МХАТа. Любая постановка Кончаловского по определению не может остаться незамеченной. Тот редкий случай, когда фигура режиссера важнее того, что он делает. И он может позволить себе выбирать и драматургический материал, и актеров, с которыми предпочитает работать. И текст Ингмара Бергмана, и Юлия Высоцкая с Александром Домогаровым как исполнители главных ролей — этого его личный выбор.

Главные роли в спектакле Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» сыграли актеры, с которыми он уже не один раз работал на своих театральных и кинопроектах: Юлия Высоцкая и Александр Домогаров

Сценарий Бергмана Кончаловский радикально переделал. Он оставил только двух персонажей и перенес место действия в Россию девяностых. Она настолько притягивает режиссера, что в ее реалии он три года назад поместил и действие рок-оперы «Преступление и наказание», поставленной на сцене Московского театра мюзикла. Объяснить это в обоих случаях можно также личным выбором режиссера. Трудно себе представить менее рифмующиеся друг с другом произведения, как «Преступление и наказание» и «Сцены из супружеской жизни», но Андрей Кончаловский без всяких сомнений сводит оба сюжета в одном и том же временном отрезке. В «Сценах» действие первого акта происходит в квартире с усредненным интерьером, создатели которого не стали утруждать себя акцентами на предметах, ассоциирующихся с каким-либо временем. Герои спектакля проживают свою жизнь в кухне и гостиной без каких-либо примет. И только в паузах между отдельными эпизодами спектакля декорации превращаются в экран, на который транслируется документальная хроника начала девяностых.

Домогаров и Высоцкая — постоянные актеры Кончаловского. Они появляются вместе в фильме «Глянец» (2007), где играют пару «провинциалка — олигарх» и далее переходят из одного проекта Кончаловского в другой. В чеховской трилогии, поставленной на сцене Театра имени Моссовета: в «Дяде Ване» они Соня и Астров, в «Вишневом саде» — Гаев и Раневская, в «Трех сестрах» — Вершинин и Маша. Мало того что они вместе проиграли множество оттенков взаимоотношений между мужчиной и женщиной, Кончаловский еще и знает, какого результата можно от них ожидать. Никаких экспериментов — проверенная, хорошо знакомая драматургия и столь же проверенные актеры, которые разыгрывают еще один сюжет, к которому они уже так или иначе подступались. Есть только один нюанс: этот спектакль мог появиться на сцене любого другого театра, в сотрудничестве с которым был бы заинтересован Андрей Кончаловский. Эдуард Бояков как менеджер получил быстрый и эффектный результат, но он пока только отчасти предвещает грядущие перемены в театре.

Появляясь на сцене, герои обозначают тех персонажей, которых они будут играть, и их возраст, тем самым подчеркивая условность происходящего. Мужчина и женщина проживают совместную жизнь, переходя из одной ее фазы в другую. Время отдаляет их друг от друга, но параллельно между ними формируется какая-то новая и очень сильная связь, которая накрепко связывает их, да так, что им даже после развода не удается ее оборвать. Как и персонажи бергмановского кино, герои спектакля Кончаловского существуют в пространстве, где протекает внутренний процесс, который касается только их двоих. Кончаловский не детализирует эпоху, он обозначает девяностые как время глобальных катаклизмов, от которых нельзя отгородиться стенами квартиры. Они вторгаются в частную жизнь и беспощадно разрушают привычные устои. Главные герои долго и мучительно доводят друг друга до развода и в конце концов совершают его, одновременно признаваясь себе в том, что ни он ни она этого не хотят.

На протяжении всего спектакля в нем то и дело возникают какие-то пространства, для преодоления которых зрителю приходится прилагать усилия. Ты все равно пытаешься зацепиться хоть за что-то, кроме каких-то отсылок в репликах персонажей, чтобы понять, когда это происходит. Между актерами и их героями тоже чувствуется разрыв, который в какие-то моменты спектакля им удается максимально сокращать, а в какие-то моменты он вдруг выходит за пределы границ, допускаемых воображением зрителя. Режиссер словно бы говорит, что все это не так важно и нужно сконцентрироваться на истории двух людей, которые по каким-то необъяснимым причинам и любят друг друга, и одновременно разрушают собственную жизнь. Девяностые хоть как-то объясняют этот совершенно иррациональный процесс. И в то же время это кажущееся таким рациональным объяснение (рушится все, и институт семьи тоже) ничего не объясняет, а только еще больше все запутывает.

Присущая актерам харизма позволяет удерживать внимание зрителей. Драматургия спектакля выстроена таким образом, что действие не провисает ни на минуту. Между Высоцкой и Домогаровым в самом деле существует какая-то электрическая дуга, которая не только провоцирует интерес к тем отношениям, которые они выстраивают на сцене, но и усиливает достоинства обоих и нивелирует их слабые стороны. В спектакле есть повествовательные сцены, из которых мы узнаем историю персонажей, кульминационная, где эмоции повышаются до максимальной степени, и счастливый финал, в котором герои вновь обретают друг друга, чтобы затем вновь расстаться. За охлаждением чувств, возникшем внутри супружеской пары, следует измена со стороны мужчины. И уже в тот момент, когда герой Александра Домогарова заявляет об этом, он понимает, что это всего лишь иллюзия, но не может противостоять силе судьбы. Формула семейной жизни по Бергману такова: встреча, начало совместной жизни и неизбежно следующее за ней охлаждение чувств. Затем измена, развод и снова встреча, но уже кратковременная — втайне от всех.

Кончаловский делает это высказывание от первого лица, тем самым заставляя проводить параллель между его творческой и личной судьбой и судьбой Бергмана. Возможно, он — самый близкий ему по духу кинематографист XX века. Ни режиссура Кончаловского, ни драматургия Бергмана не выводят МХАТ имени Горького за рамки психологического реализма. Произошло то, что произошло: трио Кончаловский, Высоцкая и Домогаров вытащило театр из глубины его внутренней жизни: на сцене появились новые актеры, а в зале — новый зритель, не в последнюю очередь привлеченный узнаваемостью создателей спектакля. Мы понимаем, что радикальных перемен в репертуарной политике МХАТа не предвидится. В нем по-прежнему будут доминировать приверженцы системы Станиславского. Миссия нового худрука на первом этапе его появления в театре выполнена.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все равно «Депо» Все равно «Депо»

Фудмолл «Депо» претендует на то, чтобы стать центром общественной жизни

Эксперт
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Ты просто космос, Стася Ты просто космос, Стася

Стася Милославская о семейных ценностях и об изменениях в обществе

Правила жизни
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза

Как влияние на стиль одежды партнера может быть формой абьюза

Forbes
Как укрепить иммунитет Как укрепить иммунитет

Что поможет повысить иммунитет весной

Здоровье
Арт-дилер Денис Арцинович: «Продолжать паразитировать на имени Фаберже неправильно» Арт-дилер Денис Арцинович: «Продолжать паразитировать на имени Фаберже неправильно»

Денис Арцинович о лаврах Фаберже и выборе между живыми и умершими художниками

СНОБ
5 аргументов в пользу того, чтобы перечитать «Лолиту» сегодня же 5 аргументов в пользу того, чтобы перечитать «Лолиту» сегодня же

Зачем читать Лолиту прямо сейчас?

Psychologies
1 из 5 человек хочет сбежать перед собственной свадьбой 1 из 5 человек хочет сбежать перед собственной свадьбой

Гораздо больше людей трусят в момент свадьбы, чем вы могли бы подумать

ТехИнсайдер
Алиса вернулась Алиса вернулась

Дарья Верещагина поделилась мыслями о съемках, актерском эго, бунтарстве и любви

VOICE
Как и зачем птицы помогают друг другу. Отрывок из книги Как и зачем птицы помогают друг другу. Отрывок из книги

Почему основным законом природы стоит считать не борьбу за выживание

СНОБ
«Я — результат неудачной попытки сохранить брак»: почему важно принять свою травму, а не бежать от нее «Я — результат неудачной попытки сохранить брак»: почему важно принять свою травму, а не бежать от нее

Глава из книги «В плену у травмы» — о том, как относиться к своей травме

Psychologies
Новая эстетика: как рестораторы возрождают пивную культуру в Москве Новая эстетика: как рестораторы возрождают пивную культуру в Москве

Почему пиво и вино не конкуренты и в чем сложность открытия в Дубае

Forbes
Сдвинуть Землю и умереть: 5 удивительных фактов о самой мощной ГЭС в мире Сдвинуть Землю и умереть: 5 удивительных фактов о самой мощной ГЭС в мире

Говорят, эта ГЭС так велика, что её можно увидеть с Луны

ТехИнсайдер
Страна восходящего солнца: что нужно знать о жизни в Японии — топ любопытных фактов Страна восходящего солнца: что нужно знать о жизни в Японии — топ любопытных фактов

А что вам известно о жизни в Японии?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении