Формула надежды для украинской войны
Президент Украины согласился на подписание «формулы Штайнмайера», но всерьез опасается нового Майдана. Правда, надежды его противников на массовую поддержку «партии войны» оказались преувеличенными.
Формула Штайнмайера», подписанная украинской стороной, лишь незначительно приоткрывает «форточку надежды» на окончание гражданской войны. Это больше символический жест, чем функциональный шаг к реализации Минских соглашений или любых других мирных договоренностей. Но очень показательный. Две трети страны хочет окончания братоубийственного конфликта на востоке. И только олигархический раскол традиционно взбивает националистическую пену в Киеве. Владимир Зеленский наблюдал за реакцией этих кругов, рискуя получить Майдан, но выхлоп получился жалким, а значит, путь к дальнейшим мирным переговорам остается открытым.
Подписание «формулы Штайнмайера» говорит и о том, что в мире сложился временный консенсус в отношении Донбасса. Европа, США и Россия готовы к новому раунду переговоров и потому не оставляют иных вариантов для киевских властей. Далеко не факт, что проблему удастся решить сейчас, тем не менее умиротворение украинских «ястребов» пока выгодно всем. Правда, на поиск компромиссов у сторон не так много времени. Окно возможностей открыто до активного старта президентской кампании в США, осталось около полугода. Потом украинская тематика сильно политизируется. Наконец, не факт, что следующий хозяин Белого дома будет готов лечить эту рану.
Принуждение к миру
На переговорах Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе в Минске Украина согласилась принять «формулу Штайнмайера», договорилась о разведении вооруженных группировок в населенных пунктах Петровском и Золотом и запланировала новый обмен пленными. Москва и Берлин приветствовали этот долгожданный шаг Киева по реанимации Минских соглашений. На Украине решение Зеленского было принято в штыки оппозицией в лице экс-президента Петра Порошенко и настороженно — частью оппозиционных партий парламента.
Подписание «формулы Штайнмайера» было запланировано на 20 сентября этого года, но представитель Украины в Трехсторонней контактной группе экспрезидент Украины Леонид Кучма в последний момент отказался это сделать. Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко объяснил произошедшее «техническим недоразумением», но при этом добавил, что у представителя Украины есть «определенные замечания». Кучма был более конкретен: по его мнению, в случае подписания «формулы Штайнмайера» в Киеве соберется новый Майдан.
Однако после визита президента Украины Владимира Зеленского в Нью-Йорк и его встречи с президентом США Дональдом Трампом развеялись последние иллюзии Киева из разряда «заграница нам поможет». «Вы встретитесь с президентом Путиным и решите вашу проблему. Это будет огромным достижением», — сказал Трамп Зеленскому во время их встречи. Ранее Зеленский пообщался с президентом Франции Эммануэлем Макроном и федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель, от которых получил аналогичный месседж, но в более мягкой форме. Если Трампу Украина откровенно безразлична, то лидеров Франции и Германии она начинает раздражать. Макрон уже посодействовал возвращению России в Парламентскую ассамблею Совета Европы и принял самое активное участие в налаживании диалога между Россией и Украиной. Если бы Зеленский не решился на подписание «формулы Штайнмайера», он утратил бы всякую поддержку со стороны Франции и Германии. Претендующий на лидерство в ЕС Эммануэль Макрон, поставил на кон свою репутацию, решив выступить миротворцем в украинском кризисе. «Летом мы договорились об обмене пленными. Далее мы должны двигаться на базе “формулы Штайнмайера”. Речь идет о выполнении Минских договоренностей, о линии разграничения, о Крыме, о Донбассе», — заявил Макрон. Без уступок со стороны Киева дальнейшие переговоры на уровне лидеров стран «нормандской четверки» были лишены всякого смысла. Все призывы президента Украины срочно собрать «нормандский формат» были проигнорированы в Париже и Берлине, там не захотели быть статистами на спектакле Зеленского.
Последней каплей для Киева стала отставка специального представителя Государственного департамента США по вопросам Украины Курта Волкера. Назначенный Трампом на эту должность чиновник проводил в жизнь жесткую антироссийскую линию. Волкер заявлял, что выборы на Донбассе можно проводить только после того, как Россия выполнит свою часть Минских соглашений и будут расформированы вооруженные формирования ДНР и ЛНР. Формально Волкер сам написал заявление об отставке, но фактически был уволен со скандалом. Адвокат Трампа Рудольф Джулиани опубликовал свою переписку с Волкером, согласно которой спецпредставитель Госдепа организовал встречу Джулиани с помощником Зеленского по международным вопросам Андреем Ермаком в Мадриде. На этой встрече обсуждалась необходимость провести на Украине расследование возможной коррупции бывшего вице-президента США Джона Байдена. Кроме того, неожиданно выяснилось, что Волкер, став спецпредставителем Госдепа по Украине, продолжил работать на аналитический центр McCain Institute, получающий финансирование от оружейной фирмы Raytheon. По странному стечению обстоятельств на посту спецпредставителя Волкер лоббировал поставки Киеву противотанковых ракетных комплексов Javelin, производимых Raytheon, и торпедировал мирные переговоры по Донбассу. Отставка Волкера с поста спецпредставителя Госдепа по Украине лишила Киев надежды на продолжение поддержки внешнеполитического ведомства США, осуществляемой вопреки воле Белого дома.
После подписания Украиной «формулы Штайнмайера» Ангела Меркель сообщила, что появились предпосылки для встречи лидеров стран «нормандской четверки», которая пройдет в Париже. Глава министерства иностранных дел Германии Гайко Маас был более эмоционален: «Я рад, что конструктивная атмосфера в Трехсторонней контактной группе в Минске привела к тому, что сегодня мы добились давно ожидаемого прогресса. Это открывает двери саммиту лидеров “нормандской четверки” и другим этапам реализации Минских соглашений».
«Формула Штайнмайера»
Предложение президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера (министра иностранных дел ФРГ с 2013 по 2017 год) заключалось в следующем: проведение местных выборов на Донбассе под наблюдением ОБСЕ, что послужило бы стартом для начала действия закона об особом статусе региона в составе Украины. На первый взгляд «формула Штайнмайера» отнюдь не бином Ньютона, но учитывая, что Минские соглашения оказались в тупике, это было единственным вариантом их имплементации.
Прошло уже более пяти лет с момента заключения первых Минских соглашений, приближается аналогичная годовщина вторых Минских соглашений, заключенных в «нормандском формате» — с участием лидеров Франции и Германии. Из 13 последовательных пунктов соглашения никогда не выполнялся полностью даже первый — о прекращении огня. Что касается дальнейших шагов, то у сторон конфликта были абсолютно разные подходы к их трактовке. После прекращения огня и отвода тяжелых вооружений предусматривалось «начало диалога о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством» и о «будущем режиме этих районов», регулируемом специальным законом. Таким образом, Киев должен был начать прямой диалог с ДНР и ЛНР, в ходе которого стороны пришли бы к компромиссу. Но разговаривать с представителями непризнанных республик украинские власти наотрез отказывались, предпочитая называть их террористами. Минские соглашения не указывали, после выполнения какого пункта соглашений должны были состояться местные выборы, а лишь требовали выполнения предварительных условий — проведения конституционной реформы на Украине, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию, и принятия закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Надо сказать, что Киев уже принял закон об особом статусе Донбасса, предусматривающий амнистию, особый статус русского языка в регионе, заключение соглашений об экономическом, социальном и культурном развитии между Киевом и отдельными районами Донецкой и Луганской областей и формирование отрядов народной милиции из числа местных жителей. Но документ этот временный, 31 декабря 2019 года он прекращает свое действие. Зеленский вроде бы заявил о готовности принять новый закон об особом статусе Донбасса, который будет действовать на постоянной основе. Что будет написано в новой редакции, во многом зависит от предстоящих договоренностей в «нормандском формате». В Украине понимают, что Россия заинтересована в усилении роли Донбасса в украинской политической жизни и хочет, чтобы этот регион стал «предохранителем» от новых антироссийских шагов Киева. Но если разговор об особом статусе начнет оформляться на бумаге, Зеленский, в отличие от Порошенко, не сможет сослаться на несговорчивый парламент, поскольку пропрезидентская партия «Слуга народа» обладает в Верховной раде абсолютным большинством голосов.
Еще нюанс об «особом статусе». В Конституцию Украины такие изменения так и не были внесены. Не собирается этого делать и новая украинская власть. «Мы хотим донести этот тезис стороне, которая за линией соприкосновения, дать понять, что шанс их развития — децентрализация. Этот процесс даст им реальные возможности и шансы на развитие. Вместо этого мы не вносим в Конституцию никаких особых статусов», — заявил министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко. У главы внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова противоположный взгляд на эту проблему. «Минские соглашения — это база, на которой должно все выстраиваться. Если уж быть конкретным, то “формула Штайнмайера” — это уже компромисс по сравнению с первоначальным текстом Минских соглашений, одобренных Советом Безопасности ООН. Первоначальный текст предполагал: сначала закон об особом статусе и фиксация его в Конституции, а потом проведение выборов», — заявил Лавров. Согласие Киева на проведение выборов на Донбассе открывает путь к реализации остальных пунктов Минских соглашений, результатом выполнения которых должен стать особый статус региона в составе Украины, восстановление контроля Киева над российско-украинской границей и разоружение военных формирований ДНР и ЛНР.
Майданчик
Владимир Зеленский явно опасался пророчеств одного из своих предшественников на посту президента о возможности нового Майдана и боялся повторить судьбу другого, бежавшего на фоне протестов. Президент провел брифинг, на котором, задыхаясь от волнения, сообщил, что в Минске достигнута договоренность об обмене пленными, о разведении войск, и затем перешел к подписанию «формулы Штайнмайера». Президент Украины заявил, что «выборов под дулом пулеметов не будет и не может быть» и что в отношении Донбасса «не будет перейдена ни одна красная линия, поэтому нет и не будет никогда никакой капитуляции». Отвечая на вопросы журналистов, Зеленский пошел еще дальше и заявил: выборы пройдут после восстановления контроля Киева над Донбассом. Затем, сославшись на наличие у него детей, Зеленский прервал брифинг и удалился. Выступление получилось столь неудачным и неубедительным, что спустя два дня было решено записать второй дубль. В том же помещении, но уже без журналистов, слегка успокоившийся Зеленский записал видеообращение, перечислив основные тезисы предыдущего.
В конечном счете Зеленский на переговорах в Минске пообещал одно, а в Киеве — другое. Рано или поздно придется принимать какое-то решение, но президент Украины предпочитает решать проблемы по мере их поступления. Прежде всего Зеленского интересовала реакция украинского общества: в случае массовых выступлений он попросту отказался бы от обязательств проводить выборы на Донбассе. Но акции протеста получились достаточно жалкими: в день подписания «формулы Штайнмайера» под офисом президента и на Майдане собралось в общей сложности около 500 человек. На следующий вечер, после суток информационной накачки со стороны принадлежащих экс-президенту Украины Петру Порошенко СМИ о «капитуляции в войне с Россией», на Майдане собралось около тысячи человек. Акции протеста в областных центрах Украины собрали от нескольких десятков до пары сотен протестующих. В отличие от Майдана 2013–2014 годов никто не разбивал палаток и даже не оставался ночевать на главной площади Киева: повозмущавшись несколько часов, «патриоты» разошлись по домам.
Согласно опросу общественного мнения, проведенному социологической группой «Рейтинг» с 21 по 25 сентября, 60% граждан Украины затруднились с оценкой «формулы Штайнмайера», против нее выступили 23%, а оценили положительно 18% опрошенных. За продолжение военных действий также высказались 23% респондентов. Согласно опросу фонда «Демократические инициативы» и Киевского международного института социологии, проведенному с 8 по 20 августа, среди первоочередных задач Зеленского (можно было выбирать несколько вариантов ответа) на первом месте находится прекращение войны на Донбассе — так считают 71,5% опрошенных. Повышения зарплат и пенсий хотят 44% граждан, снижения коммунальных тарифов ожидают 31%, наказания коррупционеров — 21%, уменьшения влияния олигархов на политику — 18% опрошенных. Доверяют президенту Украины Владимиру Зеленскому 70% граждан страны.
Зеленский пользуется поддержкой подавляющей части общества, но у его политических оппонентов есть потенциальный резерв в 23% воинственно настроенного населения, не поддерживающего президента. Однако год назад около 80% населения Украины было недовольно Петром Порошенко, но это не вылилось в массовые акции протеста. Для кульминации народного гнева в виде Майдана не хватило информационной накачки, организационного и материального ресурсов. В 2013 году все олигархи организованно выступили против президента Украины Виктора Януковича. В центре города вырос хорошо снабжаемый лагерь протестующих, а большинство ведущих телеканалов рассказывали украинцам, что в стране наступил «ужас, ужас, ужас». Пока что против Зеленского по вопросу мира на Донбассе выступает лишь один олигарх — Порошенко. В распоряжении у него два телеканала и имидж человека, воровавшего у армии, — с таким арсеналом сражений не выигрывают.
Национал-радикалы
На Украине лидеры радикальных группировок всегда находились под контролем спецслужб. В феврале 2014 года лидер запрещенного в России «Правого сектора» Дмитрий Ярош днем боролся с Януковичем на Майдане, а по вечерам ходил к нему же с отчетами. После смены власти в Киеве ничего принципиально не изменилось, новая власть быстро взяла ситуацию под контроль, отстреляв самых несговорчивых. Сегодня лидеры всех радикальных группировок контролируются либо спецслужбами, либо министром внутренних дел Арсеном Аваковым. Зеленский, к слову, оставил Авакова на посту главы МВД в новом правительстве, чем вызвал немало удивления у ожидавших обещанной борьбы с коррупцией, но при этом явно обезопасил себя от протестов части радикалов. Подконтрольный Авакову «Национальный корпус», «сохраняя лицо», заявил о «бессрочной акции против капитуляции», но протестовал крайне малочисленно и недолго.
Аналогично поступили и другие радикальные организации. Службой безопасности Украины руководит ближайший друг Зеленского Иван Баканов, который быстро нашел общий язык с подчиненными. В структуре СБУ существует Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (отдел К), которое планировалось расформировать. У управления были несвойственные контрразведке функции, дублировавшие множество других правоохранительных органов — Национальную полицию, прокуратуру, Специализированную антикоррупционную прокуратуру, Национальное антикоррупционное бюро, Государственное бюро расследований и Бюро финансовых расследований. На практике отдел К занимался банальным рэкетом, и новая власть не стала забирать у спецслужбы ее «дополнительные заработки».
Финансовые возможности Петра Порошенко вполне позволяли ему обзавестись собственным политико-силовым ресурсом, неподконтрольным государству. Однако феноменальная жадность олигарха, ставшая притчей во языцех, не позволила ему тратить честно и не очень честно заработанные деньги на собственную радикальную группировку.
Единственную потенциальную опасность для Зеленского представляют массовые протесты ветеранов боевых действий на Донбассе. Официальная статистика говорит о 355 тысячах человек, имеющих статус участника «антитеррористической операции» на Донбассе. Вероятнее всего, реальное число людей, принимавших участие в войне на востоке Украины, намного меньше, но даже небольшая их часть может стать серьезной силой протестного движения. В случае если к Порошенко примкнет еще один или два сильных олигарха, у Зеленского могут появиться серьезные неприятности. Объединенные информационные ресурсы позволят со временем убедить участников боевых действий, что их предали, а организационные и финансовые ресурсы олигархов позволят соорудить в центре Киева новый многотысячный лагерь протеста.
Впрочем, и у Зеленского есть весомый аргумент, способный угомонить Порошенко, — это многочисленные уголовные дела в отношении экс-президента. Пока что Порошенко не ходит на допросы, прячась за депутатской неприкосновенностью. Но ситуация может резко измениться, фракция «Слуга народа» способна по запросу правоохранительных органов лишить Порошенко депутатской неприкосновенности. При этом ссориться с другими олигархами, не вступившими на тропу войны, Зеленскому явно противопоказано.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl