Донецкая сенсация
За последние годы мы, к сожалению, привыкли к тревожным новостям из Донецка. Между тем жизнь там не состоит лишь из военных сводок. 23 сентября отметил своё 80-летие Донецкий художественный музей, собрание которого насчитывает более 16 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Замечательным подарком к юбилею стала атрибуция портрета кисти Ореста Кипренского.
Творчество Ореста Кипренского, уже при жизни названного «русским ван Дейком», всегда было предметом пристального внимания не только ценителей, но и широкой публики. Достигнув вершин мастерства в России, Кипренский отправился за границу в 1816 году уже зрелым художником и покорил Рим, Париж, Женеву, Неаполь, Флоренцию. «Он первый вынес имя русское в известность в Европе», — записал в октябре 1836 года в связи со смертью мастера Александр Иванов, автор знаменитого «Явления Христа народу».
Кипренский активно участвовал в выставках, его портреты каждый раз становились событиями художественной жизни, их обсуждала печать, о них писали современники. Когда в 1994 году были собраны все свидетельства и документы о Кипренском, они составили увесистый том объёмом более 700 страниц. В ХХ веке слава художника засияла с новой силой. Состоялись три персональные выставки, расширившие представление о его творчестве и наследии. Сегодня произведениями Кипренского признаны 60 станковых портретов и около 600 графических работ.
Надо сказать, что «любимец моды легкокрылой», по выражению Пушкина, брал солидные гонорары. Знаменитый портрет 1827 года обошёлся поэту в 1000 рублей. В том же году Василий Тропинин написал Пушкина за 350 рублей. Провинциальный же художник мог получить за портрет всего рублей 40–50. В 1824 году граф Дмитрий Шереметев заплатил Кипренскому за ростовой портрет, хранящийся ныне в ГИМ, баснословную сумму — 13 тысяч рублей! Хотя сам «любимец моды» считал, что по парижским меркам картина стоила все 40 тысяч. Для сравнения: полковник в то время имел жалованье 1200 рублей на весь год. Так что заказывали у Кипренского станковые портреты лишь очень состоятельные и известные люди.
Благодаря такому кругу заказчиков, вниманию художников, интересу публики и кропотливой работе искусствоведов, практически все живописные картины Кипренского имеют свои имена. Лишь пять персонажей остаются неизвестными или под знаком вопроса. В этой связи атрибуционные поиски касаются главным образом рисунков Кипренского. Например, мне довелось определить портреты генерал-майора Павла Ланского и флигель-адъютанта Николая Верёвкина. Такие находки уже являются большой удачей. Но возвращение имени станковому портрету — это настоящая сенсация!
Одно из самых загадочных произведений Кипренского — портрет неизвестного в собрании Донецкого художественного музея. Какие-либо упоминания современников о нём отсутствуют. Но его судьбу в ХХ веке помогают проследить записи Татьяны Михайловны Пановой (1928–2016). 46 лет она возглавляла отдел русского искусства музея и внесла в научную карточку портрета рассказ старейшего сотрудника Киевского музея русского искусства Михаила Давидовича Факторовича (1921–2012).