Творчество Кипренского всегда было предметом особого внимания широкой публики

ДилетантИстория

Донецкая сенсация

Александр Кибовский

Пётр Николаевич Чебышёв. Орест Кипренский, середина 1820-х годов Холст, масло. 62 х 54 см Донецкий республиканский художественный музей Ранее: Портрет неизвестного с Константиновским орденом Святого Георгия

За последние годы мы, к сожалению, привыкли к тревожным новостям из Донецка. Между тем жизнь там не состоит лишь из военных сводок. 23 сентября отметил своё 80-летие Донецкий художественный музей, собрание которого насчитывает более 16 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Замечательным подарком к юбилею стала атрибуция портрета кисти Ореста Кипренского.

Творчество Ореста Кипренского, уже при жизни названного «русским ван Дейком», всегда было предметом пристального внимания не только ценителей, но и широкой публики. Достигнув вершин мастерства в России, Кипренский отправился за границу в 1816 году уже зрелым художником и покорил Рим, Париж, Женеву, Неаполь, Флоренцию. «Он первый вынес имя русское в известность в Европе», — записал в октябре 1836 года в связи со смертью мастера Александр Иванов, автор знаменитого «Явления Христа народу».

Кипренский активно участвовал в выставках, его портреты каждый раз становились событиями художественной жизни, их обсуждала печать, о них писали современники. Когда в 1994 году были собраны все свидетельства и документы о Кипренском, они составили увесистый том объёмом более 700 страниц. В ХХ веке слава художника засияла с новой силой. Состоялись три персональные выставки, расширившие представление о его творчестве и наследии. Сегодня произведениями Кипренского признаны 60 станковых портретов и около 600 графических работ.

Карточка научного описания портрета, заполнявшаяся с 1966 года Татьяной Михайловной Пановой на протяжении четырёх десятилетий. Донецкий республиканский художественный музей

Надо сказать, что «любимец моды легкокрылой», по выражению Пушкина, брал солидные гонорары. Знаменитый портрет 1827 года обошёлся поэту в 1000 рублей. В том же году Василий Тропинин написал Пушкина за 350 рублей. Провинциальный же художник мог получить за портрет всего рублей 40–50. В 1824 году граф Дмитрий Шереметев заплатил Кипренскому за ростовой портрет, хранящийся ныне в ГИМ, баснословную сумму — 13 тысяч рублей! Хотя сам «любимец моды» считал, что по парижским меркам картина стоила все 40 тысяч. Для сравнения: полковник в то время имел жалованье 1200 рублей на весь год. Так что заказывали у Кипренского станковые портреты лишь очень состоятельные и известные люди.

Благодаря такому кругу заказчиков, вниманию художников, интересу публики и кропотливой работе искусствоведов, практически все живописные картины Кипренского имеют свои имена. Лишь пять персонажей остаются неизвестными или под знаком вопроса. В этой связи атрибуционные поиски касаются главным образом рисунков Кипренского. Например, мне довелось определить портреты генерал-майора Павла Ланского и флигель-адъютанта Николая Верёвкина. Такие находки уже являются большой удачей. Но возвращение имени станковому портрету — это настоящая сенсация!

Знаки Константиновского ордена Святого Георгия. Хромолитография. Неаполь, 1850-е годы По орденской иерархии Чебышёв относился к cavalieri di grazia

Одно из самых загадочных произведений Кипренского — портрет неизвестного в собрании Донецкого художественного музея. Какие-либо упоминания современников о нём отсутствуют. Но его судьбу в ХХ веке помогают проследить записи Татьяны Михайловны Пановой (1928–2016). 46 лет она возглавляла отдел русского искусства музея и внесла в научную карточку портрета рассказ старейшего сотрудника Киевского музея русского искусства Михаила Давидовича Факторовича (1921–2012).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении