Президент корпорации PMI о резком росте российского рынка развлечений

ЭкспертРепортаж

Евгений Финкельштейн: «Промоутеры бьются за артистов. Их гонорар растет»

Президент корпорации PMI — о резком росте российского рынка развлечений

Вячеслав Суриков

Евгений Финкельштейн, президент корпорации PMI. Фото: предоставлено пресс-службой Кассир.ру

Евгений Финкельштейн возглавляет корпорацию PMI, в которую входят промоутерская компания PMI Show, билетный оператор «Кассир.ру», компания «PMI-Девелопмент», теннисные корты PMI Sport, детский сад «Лисий Нос». С 2021 года Евгений Финкельштейн является владельцем оператора наружной рекламы «РекМастер». «Эксперт» поговорил с ним о том, что сейчас происходит на отечественном рынке развлечений.

— Какой процент из общих продаж сейчас приходится на электронные билеты?

— Все зависит от исполнителя. До пандемии на Стаса Михайлова электронные билеты не продавались, а на концерты таких групп, как Depeche Mode, продажи электронных билетов могли достигать сорока процентов. Как только началась пандемия, произошел взрывной рост всех интернет-сервисов и вместе с ними — уровня продаж электронных билетов. Сейчас он может достигать 97 процентов. В этой сфере мы опережаем все остальные страны.

— Это поменяло концертную индустрию?

— Никаким образом. Индустрия всего лишь адаптируется к складывающимся условиям. Она первой справилась с импортозамещением. До СВО и пандемии на рынке было до 80 процентов русскоязычной музыки. Да, к нам приезжали такие группы, как Metallica и The Rolling Stones. Это было редко, и они собирали стадионы. Одним из самых успешных по всем показателям у нас был 2019 год. По сравнению с ним в 2022 году у нас произошел рост билетных продаж на 60 процентов в денежном эквиваленте. Стали хорошо продаваться выставки. Очень сильно вырос театр — во многом из-за отсутствия масштабных кинопремьер.

Еще один фактор роста продаж театральных билетов — «Пушкинская карта». В результате театры прекрасно себя чувствуют. Среди российских исполнителей то, что не продавалось никогда, в том числе хорошо забытые имена, в силу дефицита контента стали продаваться. Стали появляться молодые звезды, такие как Shaman, который может собрать три-четыре-пять «Крокусов». Мне кажется, что когда санкции были введены, но иностранная музыка еще оставалась, русскоязычная музыка уже начала расти.

— Удается ли артистам привлекать зрителей на крупные площадки?

— Сейчас мы переживаем не самые простые времена. Больших залов в Москве много: «ВТБ Арена», «Крокус Сити Холл», Music Media Dome, он же МТС Live, «ЦСКА Арена». Контента на все площадки не хватает. Это связано с отсутствием иностранцев и с тем, что часть русских артистов покинули страну. А те, кто остался, не успели дорасти до уровня артистов стадионных. Для этого мало одной-двух успешных песен, для этого нужны годы работы и правильно сформированный продукт.

— Крупные площадки останутся только для спорта или придется подождать,

— Я жду, что после окончания СВО иностранцы и уехавшие российские артисты вернутся. Не надо путать туризм с эмиграцией. Я человек, который прожил некоторое время за границей, я понимаю, как это бывает. Если с рынка ушли японские машины, то пришли китайские и выросли в цене, так же на рынок развлечений могут прийти бразильские или турецкие артисты. Но все равно придет время, когда вернутся артисты, которые хорошо относятся к России, но сейчас не могут высказать открыто свою позицию.

— Почему в концертной деятельности не происходит движения в сторону Азии? Почему бы российским промоутерам не привезти корейскую звезду, поющую в жанре K-pop?

— Южная Корея — недружественная страна. Да, K-pop в России популярен. Но артистам, поющим K-pop, во-первых, не дадут сюда поехать, даже если они очень захотят. Во-вторых, нарушились логистические пути. Например, если к вам едет такой артист, как Madonna, она ведет с собой двенадцать грузовиков оборудования, и, если они встанут на границе, концерт сорвется. Если к нам поедет какая-нибудь группа через Стамбул, ей придется отсидеть пять часов на пересадке и потерять два дня на дорогу. Не все к этому готовы.

— Какие есть еще ресурсы у отечественного шоу-бизнеса?

— Емкость концертно-театрального рынка — сто миллиардов рублей. Концерт для публики — это прежде всего выход в свет. Люди, которые ведут активный образ жизни, они идут либо на концерт, либо на спортивное событие, либо на выставку, либо в клубы. По объему продаж, еще раз говорю, рынок не просел. Даже при существующем дефиците контента, если вы посмотрите на афишу «Крокуса», там нет свободных дат. Замещение происходит не по принципу «ушел какой-то из артистов, на его место пришел другой». Составляющие могут меняться, но общая сумма сохраняется. Те люди, которые ходили на концерты, они так и продолжают на них ходить.

Одним из самых востребованных проектов 2022 года стал балет Эдварда Клюга «Мастер и Маргарита». Фото: EPA/Yuri Kochetkov/ТАСС

— Можно ли говорить, что индустрия развлечений находится на максимуме возможностей?

— Максимума нет. Индустрия слишком зависит от числа людей, принадлежащих к среднему классу. Но и спада тоже нет. Промоутеры бьются за артистов. Их гонорар растет. И публике приходится покупать дорогие билеты.

— Какие события этого года пользовались наибольшим спросом?

— Финал Кубка Гагарина, ЦСКА — «Акбарс». Были проданы все билеты на спектакль Modance со Светланой Захаровой в Большом театре. Прошедшие с аншлагом концерты Дмитрия Билана в «Крокусе». Четыре концерта Басты в «Мегаспорте» и Доме музыки. Какого-то глобального события не было. Но все, что сейчас происходит, от театра до выставок, все очень неплохо продается.

— Как продаются билеты на спортивные зрелища?

— Билеты на Суперкубок России по футболу в Лужниках на восемьдесят тысяч зрителей были проданы за несколько часов. Суперкубок прошлого года, который разыгрывался на «Зенит Арене», тоже прошел с аншлагом. Чтобы кубковые матчи пользовались такой популярностью, такого раньше не было никогда.

— Как это можно объяснить?

— Во-первых, это все та же активная часть населения, которая если не идет на концерт, то может пойти на спортивный матч. Во-вторых, надо отдать должное президенту Российского футбольного союза Александру Дюкову, который превратил матчи Суперкубка в шоу. На нем стали выступать артисты. Зрителей это привлекает.

— Какие еще виды спорта сейчас на подъеме?

— Фигурное катание — на всех кубках сейчас аншлаги, хоккей, биатлон, баскетбол. На «ВТБ Арене» каждые два месяца проходит Hardcore Fighting Championship и тоже с аншлагами.

— Что касается музеев, здесь есть явные лидеры?

— Емкость музейного рынка, чтобы вы понимали, 42 миллиарда рублей. Среди лидеров Третьяковка, Пушкинский музей, Эрмитаж.

— Стало ли сейчас проще продвигать те или иные события?

— Проще не стало. И здесь все зависит от коллектива и от возраста аудитории, которая ходит на его концерты. Все работает в комплексе: наружная реклама, интернет, радио, телевидение. Если, например, это группа Måneskin, ты два дня работаешь в интернете, и этого будет достаточно: все билеты будут проданы. Если тебе хочется заполучить аудиторию старшего возраста и продать им дорогие билеты, ты выбираешь направления — центр и Рублевское шоссе — для наружной рекламы. Все зависит от ценовой политики. Под каждый концерт ты выстраиваешь свою маркетинговую историю.

— Как происходит трансформация билетных операторов в нишевые маркетплейсы?

— «Кассир.ру» никогда не привязывался к продаже концертов. Понятно, что «Партер.ру» ассоциировался с театром. Понятно, что «Концерт.ру» специализировался на концертах. «Кассир.ру» изначально позиционировал себя как сервис по продаже билетов на все площадки и события всех направлений. Для нас продажи билетов в музеи или на речные трамвайчики не стали новостью. Мы хотим уйти в продажи туристических поездок — внутренний рынок растет.

— У вас существуют какие-то фильтры для тех событий, на которые вы продаете билеты? На тот случай, чтобы зритель, разочаровавшийся в том или ином событии, не разочаровался и в сервисе, где он купил на него билеты.

— Мы продавец билетов, не более того. Вы же когда приходите в гипермаркет и покупаете там сгущенку, не предполагаете, что эту сгущенку произвел гипермаркет. У нас одновременно продаются билеты более чем на сто тысяч мероприятий, примерно на сто двадцать — сто тридцать тысяч. Мы единственный билетный оператор, который присутствует по всей стране. Там, где мы являемся еще и организаторами концерта, мы чувствуем свою ответственность. Во всех остальных случаях — нет.

— К чему вы стремитесь?

— К эксклюзивам. Мы сами создаем огромное количество контента, так как являемся двумя лидирующими промоутерами: SAV и PMI. Мы стараемся заключать эксклюзивные контракты. И мы сейчас растем за счет регионов. Мы пришли туда, когда никто не смотрел на регионы. Все компании осели в Москве и конкурировали между собой. Есть регионы, где мы занимаем монопольное положение. И сейчас у нас пятьдесят процентов общего вала дают регионы: Казань, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Тюмень и другие города. Ни в одной компании такого и близко нет. Это восхитительный результат. Мы единственные, кто может претендовать на то, чтобы быть национальным оператором.

— Как это произошло?

— Это была двадцатилетняя работа. Мы открывали офисы, делали концерты, приучали людей к электронным билетам. Сейчас мы пожинаем плоды этой работы. В недавние кризисы компания не слишком падала благодаря регионам. Когда началась СВО, продажи билетов в Москве упали на семьдесят процентов, в Петербурге — на пятьдесят. Были такие регионы, как Екатеринбург, где продажи упали всего на десять процентов. И были регионы, в которых вообще не падали продажи. Они психически более устойчивые. Когда началась мобилизация, Москва упала на пятьдесят процентов, Петербург на сорок, а регионы практически не падали.

— Что будет происходить дальше с концертной индустрией? Будет ли больше онлайна?

— Люди ходят на концерты, чтобы соприкоснуться с кумиром и почувствовать его энергетику. Когда ты оказываешься на стадионе и все вокруг начинают петь, ты получаешь необыкновенные ощущения. Онлайн-концерты были данью моде, не более того. Может быть, можно сесть и посмотреть онлайн Евровидение, хотя это для меня не музыкальный конкурс, а скорее конкурс видеоконтента. Я очень мало знаю музыкантов из тех, что там выступили и начали гастролировать, за исключением Måneskin.

— Если я нахожусь в регионе и очень хочу посмотреть спектакль в Театре Вахтангова? Какой у меня есть вариант, кроме как посмотреть его онлайн?

— Если ты хочешь попасть в Театр Вахтангова, ты рано или поздно в него попадешь, спланировав онлайн эту поездку. Потому что ощущение от живого спектакля и спектакля, увиденного онлайн, несопоставимы.

— Так будет всегда?

— Технологии убивали этот бизнес на протяжении многих лет — еще с восьмидесятых годов. Когда-то его очень сильно подорвали игровые приставки. Но человеку в любом случае нужен другой человек. Люди идут на концерт или в театр не потому, что хотят посмотреть что-то новое. Они хотят получить эмоции и почувствовать энергетику тех людей, которые находятся с ними в одном зале. Ты никогда не сможешь это почувствовать, глядя на экран.

— Можно ли из ваших слов сделать вывод, что индустрия развлечений — одно из перспективных направлений для бизнеса?

— Сложно сказать. Когда в индустрию заходят такие гиганты, как «Яндекс», как МТС, это меняет ее лицо. Но есть еще один фактор: этот бизнес — закрытый клуб, он строится на отношениях. Здесь технологии вторичны.

В числе самых успешных театральных проектов 2022 года — программа «Лабиринт» с балетами хореографов Патрика де Бана, Ольги Лабовкиной и Анны Щеклеиной. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Азиатский переполох и немного Африки: куда уходит бизнес Азиатский переполох и немного Африки: куда уходит бизнес

Российские компании наращивают присутствие в странах Азии и Африки

Эксперт
«Убийца «Священный паук»: история религиозного фанатика, убивавшего женщин «Убийца «Священный паук»: история религиозного фанатика, убивавшего женщин

«Убийца «Священный паук»: картина Али Аббаси, основанная на реальных событиях

Forbes
Банкомат с российскими «мозгами» Банкомат с российскими «мозгами»

В России стали выпускать банкоматы на основе отечественного процессора «Эльбрус»

Эксперт
ТОП-5 многолетников ТОП-5 многолетников

С этими красивыми и неприхотливыми цветами сразу заиграет любой участок

Лиза
Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
Полезное расставание: как превратить неудачу в успех — мнение психолога Полезное расставание: как превратить неудачу в успех — мнение психолога

Даже из расставания можно вынести пользу

Psychologies
Смерть бессильного вождя Смерть бессильного вождя

Это был лидер страны, у которого из средств общения осталась только мимика

Дилетант
Раздел «Яндекса»: что получат инвесторы Раздел «Яндекса»: что получат инвесторы

Что инвесторы получат в результате раздела «Яндекса»?

Forbes
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

Сто самых красивых женщин страны заждались тебя

Maxim
Скандалистки и пай-девочки: самые красивые дочери легендарных футболистов Скандалистки и пай-девочки: самые красивые дочери легендарных футболистов

Как выглядят дочери легендарных футболистов?

VOICE
Как прожить свой страх осознанно: книги и фильмы от психолога Как прожить свой страх осознанно: книги и фильмы от психолога

Что значит «экологично побояться» и для чего это нужно?

Psychologies
Что почитать из научного фэнтези: книги, которые вам точно понравятся Что почитать из научного фэнтези: книги, которые вам точно понравятся

Книги, которые успешно сочетают в себе фэнтези и научную фантастику

ТехИнсайдер
Вдумчивый, тревожный, сдержанный: какой вы интроверт? Вдумчивый, тревожный, сдержанный: какой вы интроверт?

Наши представления об интровертах нуждаются в пересмотре, считают психологи

Psychologies
Летящие над водой Летящие над водой

Одна из самых интересных технологий, переживающая настоящий ренессанс – фойлы

ТехИнсайдер
Следствие ведут биохимики Следствие ведут биохимики

Здесь хранятся уникальные артефакты, связанные с событиями последних веков...

ТехИнсайдер
Алина Ланина: «Вот он, тот самый момент, счастливый билет в моих руках, мне бы начать прыгать от радости, а я — в слезы» Алина Ланина: «Вот он, тот самый момент, счастливый билет в моих руках, мне бы начать прыгать от радости, а я — в слезы»

Как Алине Ланиной удается совмещать материнство и съемки

Коллекция. Караван историй
Спустя 54 года канадец наконец-то смог закончить университет! Зачем же он учился? Спустя 54 года канадец наконец-то смог закончить университет! Зачем же он учился?

71-летний мужчина побил рекорд по продолжительности пребывания студентом

ТехИнсайдер
PandaX не нашла электромагнитно взаимодействующую темную материю PandaX не нашла электромагнитно взаимодействующую темную материю

Для поиска темной материи физики упрятали четыре тонны жидкого ксенона под гору

N+1
Дюран Дюран

Трудно найти русскоязычного человека, который не видел ни одного комикса Дюрана

Правила жизни
«Смартфон-фейс»: как в Сети распознают актрис, не подходящих для ролей в историческом кино «Смартфон-фейс»: как в Сети распознают актрис, не подходящих для ролей в историческом кино

«Смартфон-фейс» — может ли актриса убедительно изобразить женщину другой эпохи

VOICE
Поражающая способность Чернобыля: что такое ионизирующее излучение и можно ли бороться с последствиями его воздействия Поражающая способность Чернобыля: что такое ионизирующее излучение и можно ли бороться с последствиями его воздействия

Явление, которое называют «радиацией», несет две главные угрозы для здоровья

Вокруг света
Поразительные паразиты Поразительные паразиты

Есть в паразитах и своя пугающая красота: они изящно манипулируют хозяевами

ТехИнсайдер
Две звезды, пожирающие друг друга, скоро превратятся в черные дыры и столкнутся: удивительное открытие Две звезды, пожирающие друг друга, скоро превратятся в черные дыры и столкнутся: удивительное открытие

Эти две звезды поглотят друг друга и создадут рябь в пространстве и времени

ТехИнсайдер
Долгосрочная память может храниться в мембранах нейронов Долгосрочная память может храниться в мембранах нейронов

Как формируется память, где она находится?

ТехИнсайдер
Загадка дюн Утопии: когда Марс был полон влаги и почему стал безжизненной пустыней? Загадка дюн Утопии: когда Марс был полон влаги и почему стал безжизненной пустыней?

Из-за чего сосед по Солнечной системе потерял всю свою воду

Вокруг света
Антисанкционный ответ. Первый тест-драйв новой Lada Vestа Антисанкционный ответ. Первый тест-драйв новой Lada Vestа

Тест-драйв новой Lada Vesta NG за 1,24 млн рублей

РБК
Что происходит с телом, когда мы пропускаем приемы пищи Что происходит с телом, когда мы пропускаем приемы пищи

Как организм реагирует на пропущенный прием пищи психически и физически

ТехИнсайдер
Есть ли жизнь после Tinder: 7 аналогичных приложений для знакомств Есть ли жизнь после Tinder: 7 аналогичных приложений для знакомств

Почему приложения для знакомств стали столь значимой частью нашей жизни

Psychologies
Не волнуйся, а то состаришься! Не волнуйся, а то состаришься!

Психические нарушения способны изнашивать организм не хуже физических

Здоровье
Как перестать бороться с сорняками и превратить врага в союзника Как перестать бороться с сорняками и превратить врага в союзника

Ещё вчера трава была вашим врагом, а сегодня это ваш друг и лучший помощник!

Наука и жизнь
Открыть в приложении