Полет миллиардера Ричарда Брэнсона сделает космос доступнее

ЭкспертНаука

Эх, прокачу!

Полет миллиардера Ричарда Брэнсона на ракетоплане VSS Unity, разработанном в его собственной компании Virgin Galactic, не даст человечеству нового знания и технологий, но сделает космос доступнее для любителей неба и скорости. Наиболее состоятельных

Александр Астапов

AP Photo/Andres Leighton/ТАСС

«Это приключение всей моей жизни», — сказал Ричард Брэнсон в прямом эфире, разглядывая землю сквозь иллюминатор с высоты 88 километров. 71-летний миллиардер известен как «бизнесмен в стиле панк» (причем в прямом смысле — еще в молодом возрасте его звукозаписывающая компания не дала цензуре и истеблишменту убить легендарную группу Sex Pistols), так и эксцентричными выходками (и не эпатажа ради, а просто так он живет — ну, проиграл спор, пришлось весь день ходить в женском платье, а что такого?). И когда Америку в начале нулевых захлестнула мода на новые технологии, решил поступить по-своему: сделать полеты в космос пусть дорогой, но доступной забавой, вроде уличных гонок. Или, что еще ближе, коммерческих полетов на «демилитаризированных» самолетах (немало читателей «Эксперта» хоть раз в жизни, да прокатились в передней кабине L-39, а то и МиГ-29 — думаете, в Америке по-другому?).

По проторенной дорожке

Итак, суборбитальные полеты (по большинству регламентов официальная граница космоса — 100 км, так называемая линия Кармана, но некоторые классификации, например ВВС США, определяют границу ниже — на уровне 80 км) на ракетоплане, стартующем с самолета-носителя. Технически это было реализовано 62 года назад американской компанией North American. Ее экспериментальный ракетоплан Х-15 впервые отделился от крыла самолета (бомбардировщика В-52) 8 июня 1959 года. Всего три ракетоплана совершили 199 полетов, один закончился катастрофой (потеря управления с попаданием в плоский штопор на высоте 18,9 км и скорости около 5000 км/ч). Полеты выглядели так: после отделения от самолета-носителя на высоте около 15 км ракетоплан уходил вперед и вверх, после чего приземлялся на поверхность высохшего соляного озера. Длительность полета — около 15 минут, максимально достигнутая высота — 107 960 метров, максимальная скорость — 6206 км/ч. Программа Х-15 была закрыта NASA в пользу орбитальных полетов на ракетах, а один из ее участников, Нил Армстронг, стал первым человеком на Луне.

Закрытие программы отменило в 1963 году и ее продолжение, проект космического истребителя-бомбардировщика Х-20 — он должен был разгоняться уже до 25 тыс. км/ч на высоте около 160 км, а при пролете над целью «нырять» на 4560 км и осуществлять бомбометание. Чуть позже, в 1964 году, стартовала и советская программа, но уже полноценного орбитального самолета «Спираль» — спустя десяток лет экспериментов и пусков необитаемых аппаратов она была закрыта, чтобы дать старт известной программе «Энергия-Буран», выросшей как ответ американскому «Спейс Шаттлу», в свою очередь, «выросшему» из проекта Х-20.

Импрессионист от инжиниринга

Как видим, наработки в области «крылатого космоса» у человечества в изобилии. Но одно дело дорогостоящие эксперименты NASA и совсем другое — коммерческий проект для любителей экстрима. И тут они нашли друг друга — «бизнесмен в стиле панк» Брэнсон и Берт Рутан, роль которого в современном авиаинжиниринге можно сравнить лишь с ролью Малкольма Макларена, продюсера Sex Pistols, в популярной музыке… и с репутацией Брэнсона в мире бизнеса. Крошечный Quickie, облетевший вокруг света без посадки Voyager, гоночный Pond Racer — и эти, и десятки других разработок Рутана выделялись и нестандартной компоновкой (как следствие, непривычным, но всякий раз крайне «облизанным» видом), и технологическими новшествами. В 1930-е годы таких радикалов в авиаинжиниринге было много (в том числе в СССР — Калинин, Москалев, Бартини…), да и позже они встречались не раз, но последние полвека — «он такой один», возмутитель спокойствия, экспериментатор и импрессионист от инжиниринга Берт Рутан.

«Космическая» часть карьеры Рутана стартовала немногим позже авиационной: еще в 1990 году вышла на орбиту первая в истории космическая ракета-носитель Pegasus, разработанная с его участием. Она стала еще и первой космической ракетой, запущенной с борта самолета — и первым крылатым аппаратом, превысившим в атмосфере скорость 8000 км/ч. А в 2004 году полетел суборбитальный пилотируемый аппарат SpaceShipOne, разработанный на деньги Пола Аллена, сооснователя Microsoft. Напоминающий бочонок с крылышками аппарат отделялся от самолета-носителя (тоже созданного Рутаном) на высоте 14 км и продолжал вертикальный полет на собственном ракетном двигателе со скоростью около 3000 км/ч, в семнадцатом своем полете достигнув высоты 112 км. Приз X-Prize, учрежденный частным фондом, — 10 млн долларов тому, кто запустит в космос аппарат дважды подряд в течение двух недель, — был получен, и Рутан со товарищи решил более не рисковать. Приз, к слову, крошечный в сравнении со стоимостью проекта — но Пол и Берт гнались отнюдь не за деньгами.

Помимо спонсоров «на проект» у Рутана и его авиаинжиниринговой компании Scaled Composites с 1982 года был постоянный инвестор и меценат, не менее известный и эксцентричный миллиардер, летчик и воздухоплаватель, обладатель многих рекордов Стив Фоссет, И именно Фоссет сразу после закрытия проекта SpaceShipOne вовлек в космическую авантюру Брэнсона. А заодно и в другой проект — одиночный беспосадочный кругосветный перелет (конечно же, за штурвалом Фоссет, а машина разработки Рутана). Вокруг света за 80 часов (точнее, 41,7 тыс. км за 76 часов) были пройдены в феврале 2006-го. Но через полтора года Фоссет разбился на прогулочном самолете, и Рутан с Брэнсоном остались без общего друга, но по-прежнему в одной компании, названной Virgin Galactic.

Ричард Брэнсон остался доволен тем, как прошел первый в истории человечества культурно-развлекательный полет в космос. Susan Montoya Bryan/AP/TASS

Второе рождение авиаматки

Прототип будущего космолета был показан в 2009 году. И удивил своей консервативностью. По меркам Рутана, конечно. Дозвуковой самолет-носитель (в СССР 1930-х это называлось «авиаматкой») — четырехмоторный, двухфюзеляжный, к высокорасположенной средней консоли (соединяющей фюзеляжи) снизу подвешивался собственно ракетоплан — одномоторная бесхвостка с дельтовидным крылом и двумя килями на концах плоскостей. Но внешность обманчива: за почти традиционным силуэтом скрываются оригинальная схема торможения при входе в атмосферу (хвостовые балки складываются, после чего аппарат становится похожим на волан) и ракетный двигатель, использующий в качестве топлива твердый полибутадиен, а окислителя — газообразную закись азота (прямо как у стритрейсеров!). Да и перфорированный множеством круглых иллюминаторов дизайн — фирменный почерк Рутана. И напоминает скорее футуристический бизнес-джет, чем космический корабль. В том числе внутри: шесть кресел с широким проходом между ними и большими иллюминаторами по бортам и поменьше — на крыше созданы явно не для аскетов-экстремалов.

Но за первой выкаткой последовали долгие испытания и доводка машины, и на это ушли многие годы. К 2011-му стоимость проекта уже превысила 400 млн долларов и продолжала расти (по разным оценкам, в программу уже вложено от 1,1 до 2,5 млрд долларов, в том числе сторонними инвесторами). Ударом для команды стала катастрофа первой машины (как выяснилось, по причине человеческого фактора) в 2014 году. Рутан в отчаянии подал в отставку и сложил с себя полномочия СЕО, согласившись остаться лишь главным техническим директором. Но работы продолжались. Подлеты, полеты, первое включение «ракеты» в воздухе… И лишь после двух «полноценных» суборбитальных (на высоту выше 80 км) полетов в декабре 2018-го и феврале 2019 года стало ясно: машина получилась, можно и пассажиров на борт.

Легкая прогулка в космос

Что было дальше — все мы видели в прямом эфире. Брэнсон приехал в свой космопорт на велосипеде (предварительно позавтракав в компании Илона Маска), после чего занял место позади двух пилотов в пассажирской кабине рядом с тремя пассажирами разного пола и цвета кожи. Без скафандров и гермошлемов, в обычных комбинезонах, подобно пассажирам авиарейсов столетней давности. Взлет носителя, отделение на 15 км ракетоплана, 20 минут суборбитального полета на скорости около 4000 км/ч и успешное приземление в штатном режиме.

Так продолжилась, но отнюдь не завершилась, наверное, самая мечтательная история в мире космоса, исследований и технологий. Скоро за четверть миллиона долларов стать ее частью сможет каждый. Да и очереди будут не такими и большими: в планах Virgin Galactic флот из пяти космических… катеров.

А 20 июля мы ожидаем полет в космос другого миллиардера, основателя Amazon Джеффа Безоса. Тоже суборбитальный, тоже на многоразовом аппарате — но уже классической, ракетной, конструкции. И тоже созданном для прогулок над земным шариком для всех богатых и влюбленных в небо.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса

Нюансы скандального дела Venu Sports и монополии медиаимперий

Forbes
Как помирить Израиль и Палестину Как помирить Израиль и Палестину

Почему арабы и евреи столько лет не могут ужиться в Палестине

Эксперт
Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой

Чем обернутся отношения России и Турции в результате войны в Нагорном Карабахе

Эксперт
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Будем летать на своих Будем летать на своих

Российское авиастроение получит серьезную господдержку

Эксперт
Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами? Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами?

Когда и как были открыты витамины и почему получили именно такие названия?

ТехИнсайдер
Зеленая эпоха уходит Зеленая эпоха уходит

Все больше стран отказываются от доллара в пользу национальных валют

Эксперт
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок

Топ удовольствий, о которых стыдно говорить

Psychologies
Вызов нечеловеческой креативности Вызов нечеловеческой креативности

Почему не стоит бояться нейросетей на базе искусственного интеллекта

Эксперт
Самый мощный Jeep 2025 года Самый мощный Jeep 2025 года

В линейке внедорожников от Jeep появились настоящие монстры

4x4 Club
Микроагрессия может приводить к смерти: как она проявляется и почему так опасна? Микроагрессия может приводить к смерти: как она проявляется и почему так опасна?

Как распознать акты микроагрессии?

Psychologies
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
Вредные советы Вредные советы

Какие ошибки способны превратить романтический вечер в кошмар?

Лиза
Раскрыт нейронный механизм, который связывает рабочую и долговременную память Раскрыт нейронный механизм, который связывает рабочую и долговременную память

Ученые нашли нейроны гиппокампа, которые отвечают за рабочую и долгую память

ТехИнсайдер
ESA опубликовало 3 лучших изображения Меркурия, полученных спутником BepiColombo ESA опубликовало 3 лучших изображения Меркурия, полученных спутником BepiColombo

ESA/JAXA BepiColombo в шестой раз пролетел мимо Меркурия

ТехИнсайдер
Ксерокс, термос и аспирин: 10 названий брендов, которые стали именами нарицательными Ксерокс, термос и аспирин: 10 названий брендов, которые стали именами нарицательными

Эскалатор, пинг-понг, фрисби — слова, которые раньше были названиями брендов

ТехИнсайдер
Сразу две частные компании стартовали к Луне на одной ракете Сразу две частные компании стартовали к Луне на одной ракете

Две частные фирмы запустили аппараты на Луну в ракете SpaceX Falcon 9

ТехИнсайдер
Гингивит: десна болит Гингивит: десна болит

Что делать, если десны воспалились?

Лиза
Легкое дыхание Легкое дыхание

Почему обычная простуда может перейти в бронхит или даже пневмонию

Лиза
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
Гид по декольте Гид по декольте

Почему о зоне декольте тоже стоит заботиться?

Лиза
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
Почему вино традиционно продается в бутылках объемом 750 мл, а не ровно литр? Почему вино традиционно продается в бутылках объемом 750 мл, а не ровно литр?

Почему винные бутылки объемом 0.75 литра стали мировым стандартом?

ТехИнсайдер
«Выигрывают только выносливые»: как работает финансовая стратегия FIRE «Выигрывают только выносливые»: как работает финансовая стратегия FIRE

Реально ли стать «пенсионером», пока ты еще достаточно молод?

Forbes
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”» Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”»

Что для Фрэнсиса Форда Копполы значит его фильм «Мегалополис»

Правила жизни
Открыть в приложении