Вода королевы
Парфюмерное искусство издавна окружал ореол романтики и экзотики. О некоторых ароматах и ингредиентах сочиняли легенды, другие сами по себе настолько удивительны, что в выдумках не нуждаются.
В текстах по истории парфюмерии в качестве первых в Европе духов современного типа, имея в виду аромат на спиртовой основе, нередко упоминают «воду венгерской королевы», или просто «венгерскую воду». Иногда указывают и дату, когда этот состав изготовили по заказу венценосной дамы: около 1370 года. «Вода венгерской королевы» была невероятно популярна в XVII веке, причем ее использовали не только как парфюм, но и как средство по уходу за кожей, а также – лекарство от самых разных болезней. Ею душились и опрыскивали парики и одежду, протирали лицо и тело, ее вдыхали и пили. Мадам де Севинье, автор самого известного эпистолярия в истории Франции, 16 октября 1675 года писала дочери, подарившей ей «воду венгерской королевы»: «Она божественна, и я снова вас за нее благодарю. Каждый день я пьяна от нее. Ношу в кармане. Это безумие сродни табаку: когда привыкаешь, обойтись без них уже невозможно. Вода эта весьма полезна от грусти. Я прибегаю к ней по вечерам, более для радости, нежели ради покоя…». «Она придает сил, укрепляет дух, очищает мозг и нервы, восстанавливает и сохраняет зрение и продлевает жизнь», – восхваляет это снадобье другой автор XVII века.
Чудодейственное средство представляло собой дистиллят винного спирта с розмарином – это основа, к которой могли добавлять другие растительные компоненты. Душистым травам и составам с их ароматом приписывали целебные свойства не в последнюю очередь потому, что неприятные запахи считались верным признаком зараженного, болезнетворного воздуха, очистить который можно, перебив зловоние благоуханием. Но действительно ли «вода венгерской королевы» на сотни лет старше восторженного письма мадам де Севинье и кто был первой заказчицей?
Самое раннее упоминание спиртового дистиллята с розмарином рядом с именем венгерской королевы исследователи истории фармакологии, Патриция Кателлани и Ренцо Консоле, нашли в сборнике трактатов швейцарского врача Жана Прево, изданном уже после его смерти, в 1656 году. Прево рассказывает романтическую историю: «В 1606 году среди книг Франциска Подакатера из благородного кипрского семейства, с коим я был чрезвычайно близок, я заметил очень старый бревиарий, к которому он относился с большим почтением по той причине, с его слов, что это подарок святой Елизаветы, королевы Венгерской, кому-то из его предков в знак дружбы. В начале книги он показал мне средство от подагры, записанное собственной рукой королевы, в тех самых словах, что я списал. […] «Я, Елизавета, королева Венгрии, пребывая в немощи и весьма страдая от подагры, будучи семидесяти двух лет от роду, в течение года пользовалась этим рецептом, что дал мне старый отшельник, коего я не видала ни прежде того, ни после; и не только исцелилась, но возвратила силы и казалась всем столь замечательно прекрасной, что король Польши просил моей руки, поскольку и он вдовел, и я вдовела. Все же я ответила отказом ради любви Господа моего Иисуса Христа и верю, что рецепт мне вручил один из его ангелов». Далее приводится собственно рецепт средства из спирта и розмарина. Казалось бы, речь здесь о святой Елизавете Венгерской, дочери короля Венгрии Андраша II. Эту принцессу, прославившуюся аскетизмом и заботой о бедных, католическая церковь канонизировала вскоре после ее смерти, в 1235 году. Но королевой Елизавета Венгерская никогда не была. В 14 лет ее выдали замуж за ландграфа Тюрингии, а в 24 года она скончалась, так что история ее жизни совсем не сходится с рассказом Жана Прево.