«Эконива» планирует стать крупнейшим вертикально интегрированным агрохолдингом

ЭкспертБизнес

«Для инвестиций есть еще немало места на рынке»

«Эконива» планирует за десять лет стать крупнейшим вертикально интегрированным молочным агрохолдингом

Александр Лабыкин

Генеральный директор ГК «Эконива» Штефан Дюрр

Крупнейший российский производитель сырого молока ГК «Эконива» выделяется на фоне конкурентов масштабной инвестиционной активностью: в прошлом году компания построила восемь животноводческих комплексов, в этом году уже шесть, и еще девять находится в процессе строительства. Совокупно это позволит компании увеличить выпуск молока на 70%. Помимо этого «Эконива» еще в 2013 году начала осваивать переработку, уже действуют четыре перерабатывающих завода и еще два строятся. Выручка головной компании Ekosem-Agrar AG выросла в прошлом году на 40%, до 244,9 млн евро, а валовое производство — на 73,7%, до 377,6 млн евро. Как рассказал «Эксперту» генеральный директор ГК «Эконива» Штефан Дюрр, амбиции компании — уже к 2030 году стать крупнейшим в стране вертикально интегрированным агрохолдингом, представленным во всех регионах страны с полным циклом производства молока и дистрибуции готовой продукции.

— Штефан, мы поздравляем вас с тем, что в этом году вы стали президентом Национального союза производителей молока «Союзмолоко», и поскольку вы представляете теперь молочную отрасль страны, первый вопрос в целом по рынку. В прошлом году молочное животноводство оказалось на втором месте по инвестициям после производства овощей закрытого грунта. Какие факторы способствуют росту инвестиций, если потребление молока на душу населения остается низким, а доходы отрасли не растут?

— Рынок молока в России будет и дальше расти за счет выбытия старых, плохо оборудованных ферм, где производственный уклад напоминает советские колхозы: привязное содержание коров, ручное доение и еще много ручного низкооплачиваемого труда. Такие хозяйства балансируют на грани эффективности, пока есть люди, готовые работать за низкие зарплаты. На сегодня до 80 процентов молока производят в таких устаревших хозяйствах и лишь остальное — на высокотехнологичных животноводческих комплексах с передовым оборудованием, а также на небольших фермах. Периодически такие хозяйства либо уходят с рынка (закрываются либо выкупаются), освобождая нишу более успешным игрокам. Так что для инвестиций еще есть немало места на рынке. Это у нас статистически растет производство товарного молока, а как обстоят на самом деле дела, трудно сказать.

— Что вы имеете в виду?

— Приписки в регионах. У нас товарного молока из чуть более 30 миллионов тонн в прошлом году реально в переработку поступило лишь 15 миллионов, еще пять выпили в личных хозяйствах. Десяти миллионов, то есть трети, нет в природе. Дело в том, что у нас субсидии на литр молока привязаны к объему его производства. Поэтому власти на местах завышают показатели надоев, чтобы получить больше средств из федерального бюджета. И этими средствами они стимулируют те самые неэффективные хозяйства. Зачем на государственном уровне стимулировать морально устаревшие производства, если им на смену легко придут технологичные хозяйства, где ниже себестоимость и выше качество? Непонятно. Поэтому мы от «Союзмолока» выступили с инициативой учитывать при выделении субсидий только товарное молоко, то есть поступившее в переработку, — этот показатель легко проследить.

— Основными заделами для роста молочного рынка России вы считаете борьбу с контрафактом из пальмового масла и снижение экспорта дешевой молочной продукции из Белоруссии. Проблемы пятилетней давности, но что сейчас удалось сделать для снижения этих угроз «Союзмолоку» в переговорах с органами власти?

— Вообще, в Белоруссии себестоимость производства молока и переработки не ниже, чем в России. Просто их власти различными способами заставляют продавать на экспорт дешевле рынка, покрывая периодически их убытки либо из бюджета, либо за счет других компаний и хозяйств в добровольно-принудительном порядке. Но мы ведем диалог с коллегами из белорусского минсельхоза и видим, что они настроены конструктивно, понимают, что дальше так невозможно работать. Надеемся, что вскоре эта проблема будет решена. А вот пальмовое масло — угроза для отрасли. Потребителя обманывают, подмешивая вместо молока масло. Но и здесь есть подвижки: с этого года такая продукция должна стоять на отдельных полках с обязательным указанием источника сырья. Кроме того, мы добились повышения НДС до 20 процентов для тех, кто использует масло вместо молока. Заработала и система «Меркурий» (отслеживает движение сырья и готовой продукции на всех этапах передела. — «Эксперт»), которая помогла выявить фальсификат, и он теперь уходит с рынка. Но остаются нерешенными две задачи отрасли: массивная пропаганда того, что натуральное животное молоко вредно, а растительное — полезно. Это очень агрессивный маркетинг, вводящий граждан в заблуждение, с этим надо что-то делать на уровне изменений в закон «О рекламе». И еще у нас зачем-то вводят дополнительные требования к маркировке молочной продукции, которая никакой полезной функции для потребителя не несет и для регулятора тоже, а себестоимость каждой проданной коробки или бутылки повышается на 50 копеек, что очень чувствительно в больших объемах.

— «Эконива» последние три года была самым заметным инвестором в молочном животноводстве и переработке, достигнув рекордных объемов производства — 2,2 тонны молока в сутки. Мы уже не помним, когда в последний раз видели такие темпы роста активов. Скажите, вы куда-то торопитесь?

— Да, мы торопимся по двум причинам. Во-первых, у нас хорошо получается вести животноводческий бизнес, есть все передовые технологии, собственные ноу-хау для снижения себестоимости и повышения качества, есть много молодых квалифицированных кадров, нацеленных на карьерный рост, которые мы сами и обучили (а этим мало кто из коллег может похвастаться). Вторая причина: мы хотим максимально использовать меры господдержки, которая может завершиться внезапно, как это случилось с овощеводством закрытого грунта, их всего за несколько месяцев предупредили о прекращении выдачи компенсаций на капитальные затраты.

— Как говорится в отчетности вашей головной компании за прошлый год, при выручке в 244,9 миллиона евро объем господдержки составил 127 миллионов евро, или 9,1 миллиарда рублей. В основном это краткосрочные оборотные и долгосрочные инвестиционные льготные кредиты. По какой ставке вам их выдают?

— При субсидировании Минсельхозом до 90 процентов ставки нам кредит обходится в два с половиной — три процента годовых, что позволяет строить больше новых объектов.

— Вы не так давно начали развивать переработку. Насколько трудно было освоить новый вид бизнеса и почему не решались заняться этим раньше?

— Изначально стояла задача нарастить производство сырья, поскольку работать с малыми объемами все равно неэффективно. Но потом мы поняли, что нам очень важна стабильность на волатильном рынке. Например, в 2017 году цена молока была высокая, и мы как производители неплохо заработали, а переработка потеряла доход. В прошлом году цена упала, и проиграли уже мы как производители. Вот чтобы избежать этих качелей, мы организовали переработку. Сейчас уже «Эконива» имеет четыре молокоперерабатывающих завода в Воронежской, Калужской и Новосибирской областях, где мы выпускам широкую линейку исключительно натуральных молочных продуктов под брендом «Эконива». Что-то оказалось проще, чем мы думали, что-то сложнее. Например, я ожидал, что вход в торговые сети будет проблематичным, но оказалось все не так и страшно, как обычно рассказывают: мы представлены почти во всех крупных торговых сетях. Наверное, потому, что у нас оптимальное соотношение цены и качества: натуральная продукция, но в низкоценовом сегменте. Это нам удается за счет больших объемов производства. А вот с логистикой оказалось сложнее, ее пришлось долго выстраивать. Поначалу мы не успевали сбывать свою продукцию с коротким сроком годности, так что ее приходилось раздавать сотрудникам по себестоимости. Но теперь опыт накоплен.

— Каковы планы развития переработки?

— У нас спроектированы заводы в Московской области и Воронеже. Далее думаем строить в Поволжье. Ленобласть интересный емкий рынок, где растут доходы населения и много иностранцев. В ближайшие года два мы также будем строить заводы в действующих своих кластерах, в том числе в новых для нас Башкирии и Татарстане, чтобы все наши животноводческие комплексы были обеспечены переработкой.

— А как расширите регионы присутствия?

— Сейчас у нас предприятия в 12 регионах, а география присутствия нашей продукции будет расширена на все регионы России. Это будут кластеры полного цикла. Благо землю по сходной цене вполне можно сейчас купить, особенно в Сибири и на Алтае, в Поволжье.

— Штефан, а как у вас обстоят дела с экспортом? Например, с таким банком земли вы могли бы успешно продавать пшеницу, что сейчас перспективно.

— Нет, это не наш бизнес. В основном мы выращиваем сырье для своей кормовой базы и лишь излишки продаем сторонним компаниям, которые уже продают за рубеж, это небольшие объемы. Самостоятельный экспорт тоже пока невелик, мы в прошлом году экспортировали небольшие объемы чечевицы в Пакистан, а вот готовую продукцию не экспортировали пока.

— Недавно для молочной продукции из России открылся недоступный прежде из-за ветеринарных препятствий Китай. Вы этим воспользуетесь?

— Конечно, мы вошли в список сертифицированных поставщиков продукции в Китай. Мы уже сейчас готовим к отправке в Китай первую партию молока и сливок длительного срока хранения. Это очень емкий и перспективный рынок. Дело в том, что у них пашни в десять раз меньше, чем в России, а населения почти на столько же больше. Как следствие, у них почти вся пашня занята под зерновые для потребления людьми. Для кормовой базы земли не остается, поэтому собственного промышленного производства молока крайне мало. Но мы также понимаем, что там нам придется жестко конкурировать с США и Евросоюзом по соотношению цены и качества. Условия неравные. Например, немецкий фермер, получающий и без того больше господдержки, чем российская отрасль, имеет еще и доплату за экспортные объемы. А у нас экспортная пошлина только составляет 12 процентов. Если немецкому фермеру довезти морем до Китая тонну продукции стоит 400 евро, то нам сухопутная дорога обойдется в четыре тысячи евро за тонну. Но надеемся, что в дальнейшем наша себестоимость будет снижаться из-за роста объемов.

— Каковы стратегические планы компании на пять— десять лет?

— Сейчас есть два крупнейших игрока на этом рынке — Pepsico и Danone, мы хотим быть третьим федеральным игроком на рынке переработки. Тем более что возможность неплохая: сейчас из тройки крупнейших производителей молока никто, кроме нас, не имеет своей переработки. В то же время лидеры переработки не имеют своего сырья.

Предоставлено ГК «Эконива»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Куда поедем? Куда поедем?

Есть веская причина, по которой кабины лифта не останавливаются на твоем этаже

Популярная механика
10 самых красивых пляжей на юге Франции 10 самых красивых пляжей на юге Франции

Где можно позагорать в уединении во Франции

GQ
Минимализм для миллениалов Минимализм для миллениалов

Новый дизайн упаковки увеличил продажи Брянского молочного комбината

Forbes
Эффект ретро Эффект ретро

Квартира для двоих, их детей и коллекции винтажа

SALON-Interior
«Аз есмь царь. История самозванства в России» «Аз есмь царь. История самозванства в России»

Отрывок из книги, посвященной феномену самозванца в истории России

N+1
«Железка» в контексте «Железка» в контексте

ОАО РЖД смотрится достойно в табели о рангах крупнейших железнодорожных компаний

Эксперт
$19 млн за двухчасовую пробежку: как британский миллиардер сделал возможным новый рекорд в марафоне $19 млн за двухчасовую пробежку: как британский миллиардер сделал возможным новый рекорд в марафоне

Кениец Элиуд Кипчоге — первый человек, пробежавший марафон быстрее двух часов

Forbes
Как бывшая медсестра из села под Кировом зарабатывает миллионы на червях Как бывшая медсестра из села под Кировом зарабатывает миллионы на червях

Червятник приносит предпринимательнице 450 000 рублей прибыли в месяц

Forbes
Вечная молодость. Три мнения о Volvo XC40 Вечная молодость. Три мнения о Volvo XC40

Volvo XC40 сегодня подходит под определение гаджета на колесах

РБК
Беспроигрышное поражение Беспроигрышное поражение

Новые повороты на пути к «Брекситу»

Огонёк
Сериал «Друзья» стоит продолжить? Честное мнение Энистон, Кокс и других актеров Сериал «Друзья» стоит продолжить? Честное мнение Энистон, Кокс и других актеров

О том, что «Друзей» собираются снимать дальше, слухи ходят не первый год

Cosmopolitan
Полмиллиона трейдеров на «помойках» и «кухнях»: почему ЦБ привлек к борьбе с форекс-нелегалами финразведку Полмиллиона трейдеров на «помойках» и «кухнях»: почему ЦБ привлек к борьбе с форекс-нелегалами финразведку

ЦБ за четыре года не смог справиться с нелегальными форекс-дилерами

Forbes
Что хочет услышать ваш психотерапевт Что хочет услышать ваш психотерапевт

Задача психотерапевта — внимательно слушать и задавать правильные вопросы

Psychologies
Работа над ошибками Работа над ошибками

Учимся соблюдать правила деловых отношений

Cosmopolitan
Все в горы! Все в горы!

Семь причин выбрать итальянский курорт Валь-ди-Фьемме этой зимой

StarHit
Актриса из «Железного человека» рассказала, как инвестирует с доходностью до 3600% Актриса из «Железного человека» рассказала, как инвестирует с доходностью до 3600%

Актриса Оливия Манн оказалась активным инвестором

Forbes
В ожидании поганой молодежи. Как власти рассчитывают утопить протест в позитивном контенте В ожидании поганой молодежи. Как власти рассчитывают утопить протест в позитивном контенте

Власти начали понимать, что люди перестали вести себя так, как им хочется

СНОБ
Привет от старых штиблет: как убрать заломы на обуви Привет от старых штиблет: как убрать заломы на обуви

Как устранить повреждения на поверхности любимой обуви

Cosmopolitan
Учительница классная моя Учительница классная моя

Искренние поздравления всем педагогам нашей страны

StarHit
Семидесятые, монохром, деконструкция: лучшие мужские выходы на показах недели моды в Париже Семидесятые, монохром, деконструкция: лучшие мужские выходы на показах недели моды в Париже

Череда модных показов сезона весна-лето 2020 подошла к концу

Esquire
Донецкая сенсация Донецкая сенсация

Творчество Кипренского всегда было предметом особого внимания широкой публики

Дилетант
Созданная с одобрения Путина ассоциация юристов раскритиковала закон Горелкина Созданная с одобрения Путина ассоциация юристов раскритиковала закон Горелкина

Ассоциация юристов подготовила заключение на законопроект Антона Горелкина

Forbes
10 самых сложных ультрамарафонов мира 10 самых сложных ультрамарафонов мира

Ультрамарафон — любая дистанция больше 42 км 195 м

РБК
Дым без огня: вся правда о парении Дым без огня: вся правда о парении

Являются ли кальяны и вейпы безопасной альтернативой сигаретам?

Лиза
Жизнь по календарю Жизнь по календарю

Приложение-трекер для репродуктивного здоровья Flo инвесторы оценили в $230 млн

Forbes
Российские ученые создали биосенсор с рекордной чувствительностью Российские ученые создали биосенсор с рекордной чувствительностью

Направление наноплазмоники активно развивается последние 15-20 лет

Популярная механика
Карты, деньги, соленый огурец Карты, деньги, соленый огурец

Некоторые ученые уверены, что карты появились раньше письменности

Maxim
Рисовая диета на 7 дней: минус 10 кг за неделю Рисовая диета на 7 дней: минус 10 кг за неделю

Рисовая диета обрела популярность как одна из самых эффективных.

Cosmopolitan
Профессии будущего: какие навыки детям нужно развивать уже сегодня Профессии будущего: какие навыки детям нужно развивать уже сегодня

Какие специальности появятся в ближайшие десятилетия

Psychologies
«О колонизации и изгнании со сцены еще не говорили». Каролин Нгуен о спектакле «Сайгон», хедлайнере фестиваля «Территория» «О колонизации и изгнании со сцены еще не говорили». Каролин Нгуен о спектакле «Сайгон», хедлайнере фестиваля «Территория»

XIV фестиваль-школа современного искусства «Территория»

СНОБ
Открыть в приложении