В августе 1974-го: Восхождение на Эльбрус
Подняться на Эльбрус пытались многие моторизованные альпинисты, но первенство в автомобильных восхождениях на самую высокую гору Европы принадлежит УАЗу. В 1974 году три стандартных УАЗа 469Б добрались до эльбрусского ледника на высоте 4 200 м над уровнем моря. Спустя 45 лет мы проехали по их следам, но уже за рулём современных ульяновских внедорожников.
Погода в Приэльбрусье переменчива: июньская жара на подъезде к Терсколу сменилась совсем не летней прохладой и плотным дождём, который всю ночь поливал базовый лагерь. Тучи исчезли только к рассвету, и в пять утра мы были на ногах, чтобы не потерять ни минуты условно хорошей погоды. Главный герой нашего восхождения — УАЗ «Хантер» — прямой потомок тех самых УАЗ 469Б, проехавших в августе 1974-го по маршруту посёлок Терскол — пик Терскол — Пикет № 105 — Ледовая база — ледник. Сегодня ульяновскую классику оснащают инжекторным 134-сильным бензиновым мотором ЗМЗ-40906, механической 5-ступенчатой коробкой передач Dymos, мостами «Спайсер» и передней подвеской с пружинами вместо рессор. Даже в базовом исполнении «Хантер» приспособлен для гор куда лучше своего предка, тем более, что в нашем распоряжении новая экспедиционная комплектация с силовым обвесом, лебёдкой и блокировкой заднего межколёсного дифференциала. Такой внедорожник готов к приключениям прямо с завода, как и экспедиционные УАЗ «Патриот», которые тоже участвовали в высокогорном заезде.
Во время первого восхождения машины шли наверх плотной колонной, чтобы водители-испытатели могли помочь застрявшим товарищам преодолеть опасное место. В нашей команде были те, кто мало знаком с бездорожьем, поэтому каждый этап от поляны Азау мы проходили по очереди под контролем опытных инструкторов. Это сильно затягивало подъём, но безопасность прежде всего. Пока одна машина взбиралась к следующей горизонтальной полке, другой приходилось ждать.
Признаться, на первых отрезках такой контроль казался чрезмерным, ведь начало маршрута — просто разбитая грунтовка на широком пологом склоне. Хорошо заметный след от тяжёлой техники тянется между многочисленными промоинами и острыми камнями, подсказывая верный курс. Почти автобан. Но когда сверху начал медленно сползать плотный туман, а подъём стал круче и превратился в узкую тропу шириной с автомобиль, забеспокоились даже проводники. Справа — скала, слева — пропасть. Случись что, вниз лететь долго, деревьев нет, и затормозить падение нечем. Не волновался,