Недостача на $330 млн: как банк плохих долгов остался без денег от продажи инвестбизнеса «Открытия»
После начала санации банка «ФК Открытие» его основной акционер Вадим Беляев смог продать ядро инвестиционного бизнеса банка миллиардеру Роману Авдееву. Полученные от сделки $330 млн, как считает банк плохих долгов «Траст», могли бы пойти на уплату долгов структур Беляева перед группой «Открытие», однако в итоге этого не произошло. Куда делись эти деньги?
После того, как Центральный банк 29 августа 2017 года объявил о санации банка «ФК Открытие», его основатель и основной акционер Вадим Беляев потерял значительную часть своих активов. Недвижимость, акции и даже собственные накопления Беляеву пришлось передать для ликвидации дыры в балансе банка. Кроме того, в Фонд консолидации банковского сектора перешли все основные компании, входившие в периметр группы «Открытие». Кроме одной — лондонской Otkritie Capital Investment Limited (OCIL), бывшей ядром для инвестиционного бизнеса «Открытия».
Через неделю после санации «Открытия» OCIL за примерно $330 млн купили миллиардер Роман Авдеев и его младший партнер Николай Каторжнов. Сейчас компания переименована в Sova Capital и входит в холдинг «Россиум» Авдеева.
Теперь на деньги от продажи OCIL претендует банк непрофильных активов «Траст», на балансе которого сосредоточились плохие долги санированных в 2017 году банков, в том числе «ФК Открытие». Это следует из иска, поданного «Трастом» в Арбитражный суд Москвы против АО «Открытие Холдинг», ООО «Открытие Капитал» и АО «Тренд». В иске (копия есть у Forbes) «Траст» утверждает, что большую часть суммы, выплаченной Авдеевым, получила малоизвестная компания «Тренд», описывает предшествовавшие этому сделки и сравнивает их с выводом активов. Forbes разобрался в обстоятельствах продажи OCIL, претензиях «Траста» и возможных последствиях для участников сделки.
Как продавали OCIL
Переговоры о продаже OCIL начались еще в июне 2017 года, когда «Открытие» уже демонстрировало первые признаки проблем. Тогда Беляеву позвонил Каторжнов, который возглавлял OCIL в 2012-2015 годах и давно хотел стать совладельцем этой компании. Понимая, что финансовая империя «Открытия» идет ко дну, он предложил бывшему начальнику продать OCIL и тот согласился. За лондонскую компанию Беляев запросил 18,97 млрд рублей (примерно $330 млн, здесь и далее суммы сделок указаны в рублях в соответствии с расчетами, приведенными в иске «Траста»). Таких денег у Каторжнова не было. Он начал искать партнера и в итоге вышел на Романа Авдеева, который согласился принять участие в сделке.