«Они совершили настоящую революцию»: за что присудили Нобеля по экономике
В этом году лауреатами премии Шведского национального банка памяти Альфреда Нобеля по экономике стали Абхиджит Банерджи, Эстер Дуфло и Майкл Кремер. Они получили премию за «экспериментальные подход к борьбе с глобальной бедностью». Экономисты Константин Сонин, Рубен Ениколопов и Лилия Овчарова объясняют значение их труда не только для научного сообщества, но и для правительств многих стран.
Семейная пара Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло преподают экономику в Массачусетском технологическом институте и заведуют Лабораторией борьбы с бедностью им. Абдул-Латифа Джамиля, которая занимается исследованиями в области мер ликвидации бедности. Майкл Кремер — профессор Гарвардского университета, научный консультант в Институте инноваций для борьбы с бедностью. Нынешнее вручение премии — седьмой случай, когда награду получают сразу трое ученых, и второй случай, когда награду получает женщина.
Ученые-экономисты рассказали Forbes, в чем значение исследований лауреатов.
Революция
«Это люди, которые сильно изменили ландшафт, в котором сейчас работают экономисты во всем мире. Они совершили настоящую революцию», — рассказывает ректор РЭШ Рубен Ениколопов.
Нобелевская премия 2019 года присуждена за комбинацию «высокой науки» с самой практической работой профессионального экономиста – оценкой эффективности государственных программ. Кремер, Банерджи и Дуфло первыми провели масштабные «полевые эксперименты» в области образования и здравоохранения и убедили всех – и научное сообщество, и правительства — в том, что это не только научно обоснованный, но и крайне эффективный метод оценки эффективности. Там, где применяются эти методы, успеваемость становится выше, вода чище, а коррупция отступает, сказал Forbes профессор Чикагского университета Константин Сонин.
«Чтобы оценить эффективность какой-то реформы или программы, нужно разделить потенциальных участников на «контрольную» и «экспериментальную» группы – на тех, кто реформой не затронут и на тех, на кого она подействовала. Это сложная практическая задача, потому что в жизни разбивка на «контрольную» и «экспериментальную» группы редко происходит само собой. Майкл Кремер провёл первые эксперименты в Кении в середине 1990-х, Абиджит Банерджи и Эстер Дуфло – в начале 2000-х в Индии и Индонезии. И все они убедительно показали, разделить такие группы возможно повсюду. И академические учёные, и практики получили мощные инструменты для оценки последствий масштабных проектов», — рассказывает Сонин.