Валерий Кучеров: «Мы шаг за шагом загоняем опухоль в угол»
Ещё недавно слово «рак» ассоциировалось со словом «смерть». Сегодня же очевидно – человечество уже умеет бороться со страшным заболеванием. У нас появились революционные методы лечения, в том числе радиохирургия.
Наш собеседник: Валерий Кучеров, заведующий отделением рентгено-хирургических методов диагностики и лечения МРЦ имени А. Ф. Цыба (филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр МЗ РФ»), заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук.
Валерий Владимирович, вы занимаетесь абсолютно новым, революционным направлением в онкологии?
Что касается революционности – покажет время, а что новым – это абсолютно справедливо. Интервенционная онкология (хирургия «без скальпеля») – одно из самых современных высокотехнологичных направлений.
В мире оно развивается с 90-х годов прошлого столетия, у нас в стране серьёзные наработки появились в последние 10–15 лет. Новые методы диагностики и лечения опухолей дают порой неожиданно положительные результаты, поэтому главный онколог Минздрава России, академик А. Д. Каприн выступил инициатором открытия нашего отделения.
Мы привыкли, что раковую опухоль вырезают, облучают, травят химией… У вас совсем другой подход?
Возможность лечить различные заболевания через сосуды с помощью транскатетерной терапии или рентгенохирургии появилась относительно недавно, но за короткий срок эти методы стали золотым стандартом в кардиологии, неврологии и других отраслях медицины. Сегодня стентирование сосудов – рутинный метод, позволяющий в разы снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. И вот пришло время применить возможности рентгенохирургии в онкологии.
Каким образом это происходит?
Мы лишаем опухоль кровоснабжения, перекрыв питающий её кровеносный сосуд. Именно с эмболизации этих сосудов началось внедрение интервенционных методов в онкологию.
Искусственно закупорив главную опухолевую артерию, можно посадить новообразование «на голодный паёк», лишив возможности к дальнейшему росту. Достаточно сделать небольшой прокол на запястье или бедре, под контролем рентгена ввести тончайший катетер в артерию опухоли и «закупорить» её специальным веществом. Такой подход принёс определённый результат, но затем выяснилось, что раковая опухоль слишком «хитра» и быстро формирует новые обходные сосуды. Эмболизация прижилась в лечении доброкачественных опухолей,а злокачественные новообразования потребовали дальнейшего совершенствования метода.
В чём заключалось улучшение?
В том, что в качестве эмболизирующих веществ стали применяться не только механические частицы, но и химиопрепараты. Мы не просто ухудшаем кровоснабжение опухоли, но и обильно насыщаем её уничтожающим злокачественные клетки лекарством. Пациент получает химиотерапию через капельницу или с таблетками, а в дополнение препарат поступает селективно, непосредственно в ткани опухоли. При этом комбинация лекарства с эмболизирующими частицами позволяет усилить и продлить лечебное воздействие. Этот метод получил название «химиоэмболизация». Он значительно повышает эффективность лечения.