Бумажный пакет дорожает из-за любви к природе
Пользуясь модой на «зеленое», розничные сети продают бумажные пакеты с большой наценкой, вызывая недовольство производителей, считающих, что такая политика ведет к снижению спроса на их продукцию
«Мы надеемся, что наше правительство последует примеру Китая и наконец-то примет закон о запрете пластика, который загрязняет окружающую среду во всем мире. Тогда все перейдут на бумажную упаковку, и это, конечно, станет большим вкладом в решение экологической проблемы», — говорит начальник пакетного производства пензенской компании «Маяк» Николай Хрунтяев.
Эта компания — одно из старейших предприятий России по производству бумаги, основанное в 1850 году, — в сентябре этого года запустила линию по производству бумажных пакетов мощностью 12–15 млн штук в год с дальнейшим выходом на 30-35 млн. Одновременно в Калужской области производство бумажных пакетов мощностью 59 млн изделий в год наладили на Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре (ПЗБМ). Для этой цели Фонд развития промышленности ранее предоставил ПЗБМ льготный заем в размере 132,5 млн рублей по программе «Производительность труда». Общие же инвестиции в проект превысили 168 млн рублей. И «Маяк», и ПЗБМ производят пакеты с применением макулатурного сырья.
Интерес к производству бумажных пакетов продиктован увеличившимся спросом на экологичные товары. Бумажные пакеты используются в качестве упаковки для пищевой и хозяйственной продукции, одежды, доставки еды из ресторанов и кафе. «Экологическое мышление покупателей поколений Y и Z диктует однозначный выбор в пользу использования бумажных пакетов и отказа от пластиковых», — говорит коммерческий директор ПЗБМ Артем Дулькин.
По данным Центра системных решений, анализирующего ситуацию в целлюлозно-бумажной отрасли России, пластиковых пакетов сегодня выпускается в разы больше, чем бумажных: 36,3 млрд штук против 4,18 млрд (данные за 2021 год). При этом производство последних растет с каждым годом. В 2021 году производство бумажных пакетов и сумок в России по сравнению с предыдущим годом увеличилось почти вдвое (см. график). Сейчас на этом рынке свыше 30 предприятий.
Зеленый по-прежнему в моде
«Так называемая мусорная реформа, нацпроект “Экология” и федеральный проект “Циклическая экономика” попрежнему продвигаются. Правда, по нацпроекту “Экология” есть некое секвестирование, то есть в 2023 году будет выделен не весь объем финансирования. Но суммы все равно очень значительные, и рынок на это реагирует позитивными ожиданиями. Поэтому переход на более экологичные виды упаковки остается актуальным», — объясняет заместитель генерального директора Лиги переработчиков макулатуры Денис Кондратьев.
По его словам, государство нацелено на то, чтобы как можно большее количество вторичных материальных ресурсов возвращалось в хозяйственный оборот, формируя циклическую экономику. И именно в тех отраслях, где на производстве в большом объеме используются вторичные материальные ресурсы, с января 2022 года цены изменились минимально, говорит он. Эти отрасли оказались наиболее устойчивыми в кризисные времена.
Кроме того, ESG-повестка остается актуальной на уровне не только государства, но и социально ориентированного бизнеса, уверен Денис Кондратьев. По его мнению, в будущем переход с нецикличных материалов на цикличные лишь ускорится.
«С 2009 года однозначно вырос спрос на бумажную упаковку, с учетом этого увеличилось количество производителей. Пик пришелся на 2021-й — начало 2022 года, — рассказывает генеральный директор компании — производителя бумажных пакетов “Бумажный слон” Алина Степанова. — В 2009 году в Санкт-Петербурге, например, было две такие компании, включая нас. В 2022 году в Питере уже семь производителей, что немало для территории Северо-Запада»
При этом, по ее наблюдениям, после начала спецоперации на Украине спрос на бумажные пакеты снизился. «Я предполагаю, что мы просто видим сокращение издержек на упаковку. И после того, как ушел импорт, многие магазины с российским руководством перешли с бумаги на полиэтилен, к большому сожалению», — говорит она.
Сберечь леса и снизить цену
Для производства пакетов «Маяк» использует переработанную макулатуру. Это в том числе отходы крупных гофрокомбинатов — незагрязненная макулатура высоких марок с большим количеством первичного волокна. Такие материалы на пензенское предприятие везут из Подмосковья, Мордовии, Саратовской, Нижегородской и даже из Ленинградской области.
ПЗБМ использует отходы собственного производства, так как на предприятии помимо цеха пакетов уже есть два других направления — производство тарного картона и бумажно-беловых изделий: тетрадей, альбомов, блокнотов.
Именно цех по производству бумаги и поставляет сырье для пакетов. «Основным преимуществом ПЗБМ является наличие собственной недорогой макулатурной бумаги. Это важно, поскольку в себестоимости пакета бумага составляет около 60–70 процентов. Изготавливать пакеты из вторичного сырья дешевле примерно на 30 процентов, чем из первичного. А кроме того, макулатурная бумага более экологична с точки зрения вырубки лесов для производства целлюлозного сырья», — рассказывает заместитель директора по организации процессов управления ПЗБМ Светлана Никольская.
Бумажные пакеты можно перерабатывать до четырех–шести раз. Их также можно использовать в качестве макулатуры для производства прочих видов продукции: кровельного и облицовочного картона, формованного волокна.
Автоматические линии позволяют изготавливать пакеты различных типов широкого размерного ряда. «Мы можем кастомизировать каждый пакет под конкретного заказчика, что позволяет существенно увеличить доходность таких заказов и бизнеса в целом. Для этой цели приобретена современная флексографическая машина для печати на различных видах бумаги и картона. Она позволит выпускать изделия с печатью в семь красок и нанесением УФ-лака. Вместе с тем на этом оборудовании можно производить и недорогие пакеты без ручек», — рассказывают на ПЗБМ.
Для Полотняно-Заводской бумажной мануфактуры основными рынками сбыта станет Центральный федеральный округ, в том числе столичный регион. «Маяк» работает с потребителями из Пензы, Саранска. Кроме того, прорабатываются вопросы поставок в Нижний Новгород.
«В производстве бумажных пакетов очень большую роль играет логистика. Обычно клиенты находятся в радиусе 600 километров, дальше везти уже невыгодно: на стоимость пакета накладываются очень большие транспортные затраты. В нашем регионе — Среднем Поволжье — таких предприятий практически не было, и мы заняли эту нишу», — рассказывает Николай Хрунтяев.
Несмотря на рост производства бумажной упаковки, своего оборудования для ее изготовления в России нет. И «Маяк», и ПЗБМ используют линии из КНР. «По соотношению цена—качество остановились на оборудовании китайского производства. Вопросы были с логистикой: довольно долго ждали поставки, но в целом все решилось благополучно», — говорят на ПЗБМ.
«Бумажному слону», который на этот рынок пришел значительно раньше, после начала спецоперации на Украине пришлось искать обходные пути для покупки комплектующих. В частности, производство встало из-за невозможности быстро получить деталь итальянского производства. «Пришлось придумывать целый квест. В общем, выживаем и боремся как можем, да вот только не хочется выживать. Хочется жить и чувствовать заботу и поддержку от своего государства», — говорит Алина Степанова.
Маркетинговый ход или экологичный товар
На бумажные пакеты переходят многие кафе и рестораны, предлагающие блюда навынос. Такую тару предоставляют своим покупателям и некоторые магазины. При этом стоит такой пакет на кассе порядка 10–15 рублей.
«Это политика продавца, там накрутка на закупаемую стоимость в пределах 50–80 процентов. Нам это не нравится, — говорит Алина Степанова, — При наличии выбора большинство покупателей возьмет полиэтиленовый пакет, потому что он дешевле. Но если не делать эти безумные накрутки, то, думается, каждый второй выбирал бы бумажный пакет. Полиэтиленовые ведь тоже платные, и отдавать деньги за стопроцентную химию рука не поднимется».
Недовольство магазинной наценкой выразил и Николай Хрунтяев: «Иногда цену накручивают более чем в два раза. Мы этого не одобряем. Мы делаем пакет не ради пакета, а чтобы люди поняли, что действительно пора переходить на бумажную упаковку и отказаться от пластика, иначе мы скоро в этом пластике просто задохнемся».
Но несмотря на то, что бумажные пакеты часто рекламируются как экологичная альтернатива пластиковой таре, не все защитники окружающей среды с этим согласны. Экологи утверждают, что для производства бумажной упаковки затрачивается в разы больше электроэнергии и воды, чем для пластиковой. Кроме того, полиэтиленовые мешки прочнее и чаще бывают пригодны для повторной эксплуатации.
Однако не все так однозначно, считает эксперт движения «Раздельный сбор» Анна Гаркуша: «В вечном споре о бумажных и пластиковых пакетах дрова в топку подкидываются производителями и того и другого. Все хотят получить какой-то аргумент в пользу того, что именно они экологичнее. Но все эти исследования на самом деле очень относительны. С точки зрения циклической экономики важно оценивать прежде всего то, как долго мы используем изделие и можем ли мы переработать этот материал в продукцию максимально близкую к исходной».
Переработать пластиковые пакеты можно, но превратить эту упаковку в изделие такого же уровня добавочной стоимости трудно, так как никто не хочет работать с мягким пластиком, считает эксперт. Поэтому, скорее всего, такой пакет не будет переработан. В то же время незагрязненный бумажный пакет при раздельном сборе мусора может в дальнейшем стать частью, например, картонной коробки. Да и даже если попадет на свалку, вреда от него не будет. По словам Анны Гаркуши, чтобы помочь окружающей среде, лучше вовсе не использовать одноразовые пакеты. Но если отказаться от них сложно, стоит выбирать то, что можно гарантированно сдать на переработку в существующих условиях.
Фото: предоставлено компанией «Маяк»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl