«Властелин колец: кольца власти»: битва за мировое господство
Сериал Prime Video с самым большим бюджетом за всю историю кинематографа
В сериал «Властелин колец» компания Amazon намерена вложить около миллиарда долларов. Первоначальной инвестицией стала покупка прав на экранизацию сочинений Джона Р. Р. Толкина. По данным Rolling Stone, общая сумма, разделенная между всеми правообладателями, в число которых входят Tolkien Estate and Trust, издательство HarperCollins и студия New Line Cinema, составляет 200–250 млн долларов. Покупка прав совпала с уходом Кристофера Р. Толкина (на тот момент ему исполнилось 93 года) с поста главы Tolkien Estate and Trust. Младший сын писателя обладал репутацией человека, который слишком ревностно относился к сохранению наследия отца и ограничивал экранизации его произведений. Только на съемки первого сезона «Колец власти», по информации Hollywood Reporter, было потрачено 465 млн долларов. Основная часть денег пошла на строительство инфраструктуры на территории Новой Зеландии (там же снимал свои киноверсии произведений Толкина Питер Джексон).
Всего планируется снять пять сезонов, и съемки оставшихся четырех должны обойтись Prime Video значительно дешевле. Но в итоге все равно получится колоссальная сумма. Если вспомнить об аналогичном проекте, «Игре престолов», стоимость одного эпизода возрастала с каждым сезоном и в заключительном достигла рекордных 15 млн долларов. Но ни в одном из восьми сезонов продюсеры не вышли за пределы 100 млн долларов. При съемках первого сезона, вышедшего уже более десяти лет назад, они и вовсе уложились в бюджет около 50–60 млн долларов. В новом проекте HBO по произведениям Джорджа Мартина «Дом Дракона» заявлен бюджет, сопоставимый с расходами по проекту Prime Video, — 200 млн долларов за сезон. Еще для сравнения: один из самых дорогостоящих отечественных сериалов последнего времени, «Вертинский», обошелся его создателям в сумму, которая приблизительно оценивается в миллиард рублей.
Масштаб инвестиций Amazon в сериал обусловлен прежде всего именем автора. Джон Р. Р. Толкин — один из главных авторов XX века, который кристаллизовал жанр фэнтези и своим литературным эпосом доказал, что писатель в состоянии выдумать целый мир, который только отчасти напоминает окружающую реальность. Это идеальный мир, воплощение мечты о Золотом веке, которому угрожает проникшее в него зло. Практика научной деятельности в области лингвистики и филологии в Оксфордском университете и дотошное знание скандинавской и кельтской мифологии позволило писателю настолько подробно и достоверно воссоздать мир Средиземья — место действия «Властелина колец», — что читатели не просто насладились увлекательным сюжетом, но и стали отождествлять себя с этой «альтернативной реальностью». В России, как и во всем мире, именно «Властелин колец» вызвал к жизни движение ролевиков, которое, в свою очередь, дало дорогу исторической реконструкции и косплею — перевоплощению в персонажей кино- и анимационных фильмов.
В России перевод первой книги Джона Р. Р. Толкина о мире Средиземья «Хоббит, или Туда и обратно» вышел в 1976 году тиражом 300 тыс. экземпляров. В 1985 году на Ленинградском телевидении вышла очень скромная по своим изобразительным средствам экранизация: фантастических существ изображали куклы. В 1989 году были выпущены еще два переводных издания «Хоббита, или Туда и обратно» суммарным тиражом 400 тыс. экземпляров. В 1990-м — еще два издания общим тиражом 1 млн 300 тыс. экземпляров. В 1991 году в России начал выходить перевод трилогии «Властелин колец», его издали тиражом сразу 200 тыс. экземпляров. А общая сумма изданных книг, по подсчетам автора блога «В мире хороших книг», опять же превысила миллион экземпляров. И это было только начало долгосрочного увлечения текстами Джона Р. Р. Толкина, которое позднее, уже в XXI веке, вышло на новый виток благодаря экранизации Питера Джексона, который снял две кинотрилогии — «Властелин колец» и «Хоббит».
Суммарный бюджет двух трилогий, так же как и планируемый бюджет сериала Prime Video, составил около миллиарда долларов, а кассовые сборы приблизились к шести миллиардам. Этот проект стал одним из самых успешных за всю историю кинематографа. А Питер Джексон создал образцовую экранизацию, еще раз утвердив фэнтези как главный жанр в кинематографе. Подобно тому как Джордж Мартин с его романами об истории Вестероса является последователем Джона Р. Р. Толкина, создатели сериала «Игра престолов» наследуют Питеру Джексону. Главное его достижение в том, что ему удалось перевести архаичную прозу классика фэнтези на современный кинематографический язык. Но успех киноклассика не означает, что любое экранизированное произведение Толкина будет принято на ура всеми поклонниками творчества писателя. К числу которых относит себя и глава компании Amazon Джефф Безос — иначе откуда столько рвения в покупке прав на сочинения Толкина?
Безос постоянно расширяет границы экономического присутствия основанной им компании. Сериал «Кольца всевластия» — это в первую очередь схватка с конкурентами, Netflix и HBO, но это еще и экспансия идеологическая. Автор «Властелина колец» искал в своих текстах ответ на вопрос, почему такой разумный мир оказался инфицирован злом. Весь комплекс сочинений Толкина укладывается в «альтернативную библию», по-своему объясняющую устройство мира. Успешный текст в жанре фэнтези не описывает параллельный мир — он повествует о мире реальном, который преломляется через призму писательского воображения. В основе «Властелина колец» не только европейская мифология, но и опыт автора, пережившего две мировые войны, на одну из которых, Первую, он отправился добровольцем. Джордж Мартин вдохновляется другой войной — Алой и Белой розы. И оба задаются вопросом: как реализуется механизм власти, как она оказывается в руках того или иного человека и кому на самом деле она должна принадлежать?
Ключевая идея жанра фэнтези — как найти дорогу в Эдемский сад или, если эта дорога навсегда утрачена, как превратить мир в подобие Эдемского сада. Что для этого нужно? Может быть, как следует из комиксов Marvel, человечеству поможет плеяда всесильных богов, которые напрямую вмешаются в жизнь людей и устранят из их жизни насилие? Или кто-то из людей сможет одновременно добиться и технологического могущества, и той степени нравственного совершенства, которое позволит использовать технологии во благо, а не во зло? Или, как следует из книг Джоан Роулинг, в мире должен появиться человек, наделенный магической силой, вступить в схватку со злом и уничтожить его? Фэнтези — это мечта о мгновенном нравственном преображении и одновременно интеллектуальное пространство, в которое человек может перенестись, пока этот нравственный скачок не произошел, и там сохранить веру в его возможность. Реализм — жанр, доминировавший едва ли не во всех видах искусств в прошлом столетии, попытка принять мир таким, какой он есть; смысл фэнтези в изменении мира, но не путем эволюции, а силой воображения.
В «Кольцах всевластия» считывается этот месседж. Вот только прежде, чем его сформулировать, создатели сериала сами оказались в плену архаики Толкина. То, что могло удивить во второй половине XX века, — тщательно, со всеми подробностями созданный фэнтезийный мир — сейчас если и производит какое-то впечатление, то уже с очевидной натяжкой. Все, что мы видим на экране, не более чем сумма стереотипных представлений о воображаемом Средиземье. И мир, созданный воображением Толкина, столько лет поражавший воображение читателей, вдруг стал казаться надуманным. Хотя создатели сериала старательно пытались сделать его актуальным и синхронизировать с современными реалиями, единения с настоящим временем в кадре так и не происходит. Жанр фэнтези стал настолько разнообразным и изощренным, что сюжеты и герои, созданные его прародителем, понемногу утратили былую привлекательность. И как бы ни трепетали фанаты перед мирами Джона Р. Р. Толкина, как бы много денег ни было у Джеффа Безоса, сериал, увы, «не работает».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl