Охота за реальностью
Дом с печкой, туалет во дворе, лошадь, которая заглядывает в окно и съедает яблоко с подоконника. Вроде бы ничего удивительного. Но люди едут за этой реальностью на спектакли «Сельского театра» в деревню Фомиха.
Вам никогда не казалось, что городская жизнь стала нам не по размеру? Слишком высоки е дома, слишком много машин, слишком большой поток информации… Завернутая в цветной фантик, жизнь лежит ценным недостижимым подарком внутри нескончаемого количества коробочек. Лежит такая маленькая, тихая и настоящая. Возможно, именно это чувство и привело московский театр «Эскизы в пространстве» в деревню. Прошлой осенью в глухой деревеньке Фомиха под Суздалем они открыли «Сельский театр».
Ира Михейшина: Это удивительно, какой восторг вызывают у людей простые бытовые действия, которые условно названы спектаклем. Самые обыденные вещи вдруг становятся уникальными. Например, актриса садится в старый советский автомобиль во время спектакля, заводит его и уезжает в поле. А в толпе сразу: «Смотри, заводит. Неужели поедет? Ого, поехала!» И ВСЕ в восторге.
Дмитрий Мышкин: Здесь все настоящее. Искусство становится реальнее, чем сама жизнь.
Ира Михейшина: Первый спектакль, например, мы делали на лугу, вокруг церкви. При таких декорациях и художник не нужен. Это тотальный театр, когда даже птицы становятся частью спектакля. У нас во время одного спектакля к окну неожиданно подошла лошадь и стала есть яблоки. В театре все бы знали, что это постановочная лошадь, а здесь все само по себе происходит. Та же лошадь ни у кого не вызывала особого интереса, пока просто по деревне ходила, а во время спектакля все смотрели на нее, как на настоящее чудо.
Театр «Эскины в пространстве» — это примерно десять человек. Примерно потому, что никто не знает точно. Точные расчеты и строгие формулировки — не их конек. Познакомились они 11 лет назад в Химках, в Институте культуры, где без особой цели коротали вечера после лекций за творческими экспериментами. Будущие режиссеры массовых зрелищ Дмитрий Мышкин, Дмитрий Максименков и Ира Михейшина стали ядром этой химкинской лаборатории, к которому вскоре примкнули остальные. Дурачились, придумывали, сочиняли, делали этюды. Один из таких этюдов так и назывался: «Эскиз ы в пространстве».
Дима Мышкин: Мы же куда ни попадаем, везде появляется театр. В Московском университете культуры и искусств он точно никак не мог появиться, но мы туда попали, и он там возник. Мы просто играли, как дети, просто делали то, что в голову придет.
Дима Максименков: И наши игры потом переросли в какие-то законченные работы, которые захотелось показывать. А поскольку показывать нам их было некому, мы решил и поехать на гастроли туда, где у нас были родственники, — в Саратов, Одессу. Программа называлась «Выступи у себя дома». Выступали по каким-то Красным уголкам, ДК, ночевали в палатках.