Дуэт для скрипки и виолончели
Careless Orchestra — камерный ансамбль удивительных музыкантов, которые поют, играют на всем, что попадет в руки, и сочиняют музыку во врем я концерта. Его создали композитор Александр Ярчевский и его жена Наталья (не музыкант, но точно первая скрипка и дирижер) для себя самих и своих семерых детей.
Мы сидим на траве во дворе храма Святого Антипы. Только что закончился концерт, но никто и не думает расходиться. Бегают дети, кто-то наигрывает мелодию на рояле, где-то ее подхватывают и начинают петь.
Во время концерта Careless Ochestra с тобой происходит что-то очень важное. Сначала ты боишься дышать, потом, когда все закончилось, боишься пошевелиться, а когда все-таки заставляешь себя встать и пойти к метро, уносишь внутри дух беспечности, чистой радости, когда хочется признаваться в любви всем прохожим, птицам и деревьям.
Договориться об интервью было непросто: поймать всех Ярчевских разом — все равно что догнать Савранского. Но мне достался уникальный дуэт — мама этой большой семьи Наталья и Саша, старшая дочь, виолончелист и художник. «Только давайте не будем про то, как воспитать успешных детей», — сказала Наталья. «Не пишите, пожалуйста, про уникальную многодетную семью. Мы, конечно, семья, но в первую очередь — музыканты», — попросила Саша. Попробую.
Рождение
Наталья. Папа у нас музыкант. Настоящий. Это такой человек, который берет инструмент, и из него рождается музыка. Я так не умею, хотя музыкальное образование у меня есть. Я всегда мечтала быть рядом с таким человеком, чтобы не клопов выискивать, а все время удивляться ему, радоваться. Cтали рождаться дети, и у нас совершенно не было от них никаких ожиданий. Мы не собирались выращивать из них музыкантов или кого-то еще. Но старшая, Саша, все время рисовала и пела еще в коляске. И однажды мы пошли покупать ей краски на Никольскую и увидели объявление, что в Театр Покровского набираются поющие дети. И мы пришли и остались, а потом привели туда всех остальных детей. У Вани обнаружился абсолютный слух, он приходил с репетиций и играл арии из опер двумя руками. И стало понятно, что у детей-то — Божий дар, и похоронить его нельзя.