Кому будут принадлежать данные личного автомобиля?

ЭкспертАвто

Автомобильные данные, вы чьи будете?

Кому будут принадлежать данные личного автомобиля: его владельцу, автопроизводителю, государству или заинтересованным коммерческим структурам? Этот вопрос, а также проблема утечки персональной информации стоят в центре дискуссии вокруг создаваемой в России единой платформы сбора автомобильных данных «Автодата»

Алексей Грамматчиков

«Я купил автомобиль, это моя частная собственность, получается, что вся информация, которая касается машины, тоже принадлежит мне». «Мы произвели машину и в целях безопасности владельца должны следить за ее безопасностью, это является нашей ответственностью, поэтому и нужная для этого информация должна принадлежать нам». «Мы продаем автомобильные запчасти, для нас важно знать, какой машине и когда потребуется ремонт или замена той или иной детали, нечестно, если автомобильная информация будет от одних скрываться, а от других — нет». «Мы строим дороги, и поступающие от автомобилей данные помогут государству более эффективно планировать дорожные потоки и делать дороги безопаснее».

Такие аргументы высказывают владельцы автомобилей, автопроизводители, представители околоавтомобильного бизнеса и государственные структуры в ходе развернувшейся дискуссии вокруг создания единой платформы сбора данных об автомобилях «Автодата». Федеральный закон о действии такой платформы должен быть принят в ближайшее время. На международной выставке автокомпонентов MIMS Automechanika, прошедшей на минувшей неделе в Москве, были представлены новые подробности развития этого проекта. В его обсуждении сталкиваются полярные мнения по ключевым вопросам: по какому принципу он должен работать, кто должен платить за его развитие, получать выгоду от использования ценных коммерческих данных и что делать с рисками утечки персональный информации автовладельцев.

Гаджет на колесах

«Автомобиль становится “гаджетом на колесах”, он генерирует и передает все больше информации, в том числе в целях национальной безопасности на уровне государства необходимо регулировать сбор, хранение и использование этих данных», — заявил на круглом столе «Big Data в автопроме» Александр Гурко, соруководитель рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты Национально технологической инициативы (НТИ) «Автонет», президент НП «Содействие развития и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»).

График 1: Число подключенных автомобилей в РФ достигнет 16,5 млн в следующем году

Действительно, современный автомобиль — это уже не просто средство передвижения, но и значимое коммуникационное устройство, которое генерирует и передает все возрастающие объемы информации. Согласно различным подсчетам, во всем мире к интернету так или иначе уже подключено более 200 млн автомобилей, и в ближайшие пять лет в среднем как минимум каждое третье личное транспортное средство на планете будет обмениваться данными с окружающим цифровым пространством, а в развитых странах таких машин будет подавляющее большинство. В России, по данным J’son and Partners Сonsulting, число подключенных автомобилей тоже динамично растет: согласно прогнозу, в 2022 году их будет 16,5 млн (30% всего автопарка), в два с лишним раза больше, чем четыре года назад: в 2018 году в РФ насчитывалось 7,1 млн подключенных автомобилей. Наиболее емкие сегменты этого рынка — машины, подключенные на основе государственных систем ЭРА-ГЛОНАСС и «Платон» (10 млн единиц), системы управления коммерческим автопарком (3 млн единиц), а также встроенные автопроизводителями системы информационных услуг (1,7 млн единиц; см. график).

Подключенные автомобили передают разного рода информацию: данные о своем местоположении в экстренной ситуации (в случае с ЭРА-ГЛОНАСС), о маршруте по определенным трассам («Платон»). В случае со встроенными автопроизводителями коммуникационными модулями машины отправляют данные прежде всего о техническом состоянии: как работают ключевые узлы и агрегаты, когда требуется их плановое обслуживание, нет ли признаков скорой поломки и проч. Автомобиль может также генерировать информацию о скорости движения, ускорении и торможении, что уже широко используется, например, при расчете тарифов на страхование.

Frank Augstein - AP/TASS

Данные, которые собираются встроенными в автомобили электронными модулями, в настоящее время поступают к автопроизводителям, автодилерам, сервисным станциям технического обслуживания. В некоторых случаях обладатели такой информации бесконтрольно продают ее на сторону. Например, автодилеры и сервисные станции, получив через интернет или через подключение к бортовой электронике данные об истории поломок и ремонтов автомобиля, потом используют их в коммерческих целях сами (скажем, делая целевое предложение по ремонту) или продают эту информацию онлайн-службам проверки истории автомобиля, бизнес которых сейчас бурно развивается. Сегодня, заплатив в среднем 300500 рублей на таких онлайн-ресурсах, как «Автотека», «Автокод», «Автоистория» и др., можно получить данные об истории поломок машины, как она ремонтировалась, сколько было собственников и другую важную для приобретателя информацию. Часто в такие информационные отчеты попадает еще и сводка о штрафах, количестве и месте парковок, а также имя владельца и даже его телефон.

Регулятор и часть участников рынка не согласны с такой ситуацией: они считают, что сбор и хранение такой информации должны быть регламентированы, об этом должен знать и как минимум не возражать владелец автомобиля. Кроме того, к собираемой с автомобилей информации должен быть обеспечен недискриминационный доступ всех заинтересованных коммерческих структур, для которых данные подобного рода могут быть ценным ресурсом для развития бизнеса. Имеет виды на подобного рода информационный ресурс и государство: с его помощью можно, например, делать достоверный анализ загруженности дорог (на основе массива данных о передвижения автомобилей), об их безопасности (данные о ДТП, срабатывании систем экстренного торможения и т. д.), работе светофоров и прочей дорожной инфраструктуры, экологических загрязнениях автотранспортом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Талибан»* уже не тот? «Талибан»* уже не тот?

Ребрендинг талибов вызывает недоверие

Эксперт
«Благодаря стаканчику мороженого я обрела семью и переехала в Америку» «Благодаря стаканчику мороженого я обрела семью и переехала в Америку»

Бывает, что наша жизнь кардинально меняется тогда, когда этого вовсе не ждешь

Psychologies
Рубль упал, цены выросли, бюджет заработал Рубль упал, цены выросли, бюджет заработал

Почему государство продолжает накапливать, а не тратить?

Эксперт
С чистого листа С чистого листа

Мари Лист — один из самых успешных русских фэшн-инфлюенсеров

Tatler
Верные слуги короля Верные слуги короля

С XVII века королевские мушкетёры стали привилегированными войсками

Дилетант
Клубок мифов: 12 фактов и выдумок о ежах Клубок мифов: 12 фактов и выдумок о ежах

Популярные мифы о колючих животных

Вокруг света
Водорода в воздухе станет больше Водорода в воздухе станет больше

Какие перемены ждут авиацию?

Эксперт
«Воды мира: Как были разгаданы тайны океанов, атмосферы, ледников и климата нашей планеты» «Воды мира: Как были разгаданы тайны океанов, атмосферы, ледников и климата нашей планеты»

Почему когда-то океанографы считали Мировой океан медленным и стабильным

N+1
В мини-формате В мини-формате

10 оптимальных решений для маленьких квартир

Добрые советы
Действительно ли абсент вызывает галлюцинации и почему он был под запретом более 100 лет Действительно ли абсент вызывает галлюцинации и почему он был под запретом более 100 лет

Почему абсент ассоциировался с шизофренией, ростом преступности и смертью

Популярная механика
30 необычных окрашиваний волос, на которые решатся только самые дерзкие 30 необычных окрашиваний волос, на которые решатся только самые дерзкие

30 дерзких окрашиваний!

Cosmopolitan
Что вы будете есть Что вы будете есть

Альтернативные методы, позволяющие выращивать вкусные продукты без ущерба

Men’s Health
Рита Логинова. Одни плюсы: изменить представление о ВИЧ в отдельно взятой стране Рита Логинова. Одни плюсы: изменить представление о ВИЧ в отдельно взятой стране

Как девушка без ВИЧ стала одной из главных активисток в стране по этой теме

Домашний Очаг
Ниже ростом, но худее: удастся ли дочери Хайди Клум повторить ее успех Ниже ростом, но худее: удастся ли дочери Хайди Клум повторить ее успех

Хайди Клум многое сделала для того, чтобы ее дочь Ленни стала героиней глянца

Cosmopolitan
Геологи смоделировали деформацию земной коры в ответ на истончение ледников Геологи смоделировали деформацию земной коры в ответ на истончение ледников

Ученые рассчитали скорость гляциоизостатических движений земной коры

N+1
Кому нужен карельский язык Кому нужен карельский язык

Языки малых народов, живущих в России, находятся под угрозой исчезновения

Эксперт
Когда машины научатся слушать музыку Когда машины научатся слушать музыку

История о том, как симфонический оркестр уместился в ноутбуке

GQ
РПП: что нужно знать каждому? РПП: что нужно знать каждому?

Расстройства пищевого поведения (РПП) – распространенная проблема нашего времени

Домашний Очаг
Может ли нам быть хорошо, когда все плохо? Может ли нам быть хорошо, когда все плохо?

Как сохранить хорошее настроение, если события внушают тревогу?

Psychologies
Человек с киноаппаратом: 5 женщин-режиссеров, стоявших у истоков кинематографа Человек с киноаппаратом: 5 женщин-режиссеров, стоявших у истоков кинематографа

Женщины, создавшие киноиндустрия

Forbes
История моды как рабочий инструмент История моды как рабочий инструмент

Елена Стафьева о Moda Povera Оливье Сайяра, многосерийном проекте перформансов

Weekend
Стэнли Кубрик: как начать смотреть его фильмы Стэнли Кубрик: как начать смотреть его фильмы

Как молодой фотограф стал одним из самых знаменитых мировых режиссеров?

Arzamas
«Вы же не станете писать эссе о том, что у вас 10 пальцев на руках»»: как сериал «Нетипичный» на Netflix рассказывает о людях с РАС «Вы же не станете писать эссе о том, что у вас 10 пальцев на руках»»: как сериал «Нетипичный» на Netflix рассказывает о людях с РАС

Почему «Нетипичный» — один из лучших сериалов о людях с особенностями

Forbes
Клан сурикатов Клан сурикатов

Сурикаты: жизнь по законам мафии

Вокруг света
Что скрывают картины Шишкина? Что скрывают картины Шишкина?

Мы показали пейзажи Ивана Шишкина специалисту по лесам – и узнали много нового

National Geographic
На свою голову: грамотный уход за волосами и кожей головы в вопросах и ответах На свою голову: грамотный уход за волосами и кожей головы в вопросах и ответах

Помните ли вы, как правильно мыть голову?

Esquire
Почему «Образцовый самец» такой же стильный и смешной 20 лет спустя Почему «Образцовый самец» такой же стильный и смешной 20 лет спустя

И как комедия «Образцовый самец» предугадала моду сегодня

GQ
Белорусская бегунья Тимановская рассказала об угрозах и увольнении мужа из-за поддержки протестов Белорусская бегунья Тимановская рассказала об угрозах и увольнении мужа из-за поддержки протестов

Легкоатлетка Кристина Тимановская об угрозах в свой адрес

Forbes
Молодильные яблоки Екатерины Златорунской. Рассказ из сборника «Но случается чудо» Молодильные яблоки Екатерины Златорунской. Рассказ из сборника «Но случается чудо»

Сборник под названием «Но случается чудо». «Сноб» публикует один из рассказов

СНОБ
Кража без взлома: неизвестные похитили работу с выставки российского фотографа в Париже Кража без взлома: неизвестные похитили работу с выставки российского фотографа в Париже

В центре Парижа неизвестные украли фотокартину с выставки Александра Химушина

National Geographic
Открыть в приложении