Каким было уходящее десятилетие и чего не хватает в российском кино?

РБКЗнаменитости

Федор Бондарчук — о новом российском кино, технике и Александре Петрове

Кинокритик Ярослав Забалуев узнал у режиссера, ставшего героем декабрьского номера журнала «РБК Стиль», как он оценивает уходящее десятилетие и чего зрителю не хватает в российском кино.

Ярослав Забалуев

755758804362393.jpg

Уходящее десятилетие ознаменовало для Федора Бондарчука почти вертикальный взлет. Он окончательно закрепился в качестве едва ли не единственной настоящей русской кинозвезды — в голливудском смысле. Его имя в титрах или лицо на афише — гарантия если не бешеной кассы, то как минимум повышенного интереса. В режиссерской же ипостаси Бондарчук замахнулся на создание ни много ни мало собственной киновселенной. Открыла эту новую территорию картина «Притяжение», ставшая кассовым рекордсменом и доказавшая, что Чертаново — это очень серьезно (по словам прокатчиков, на юге Москвы фильм о визите пришельцев пользовался особой популярностью). 1 января на экраны выходит «Вторжение» — второй фильм его авторской вселенной, который позволит зрителю расширить представления об этом чудном новом мире. Кроме того, совсем недавно Федор Бондарчук снял свой первый сериал под названием «Псих», главную роль в котором сыграл другой герой русской культуры — режиссер Константин Богомолов. Проще говоря, сложно найти в русском кино человека, который лучше смог бы подвести итоги десятилетия — как личные, так и глобальные.

— Сейчас конец десятилетия, все подводят итоги. Вы как-то чувствуете конец эпохи, торжественность момента?

— Торжественность ли это? Страх ли перед новым десятилетием, интерес ли к нему, растерянность? В моем случае это, наверное, интерес. Мир меняется на глазах очень быстро.

— Вы же помните, каким было российское кино десять лет назад? А какое оно сейчас?

— Десять лет назад — это, получается, какой год? 2009-й? 2009-й — это такой момент расцвета новой российской киноиндустрии. Все сложно, все очарованы первыми успехами у зрителя, напомню, что до этого десять лет практически не было никакого кинопроизводства. Для меня начало новой российской киноиндустрии и, конечно, проката — это фильм Владимир Хотиненко «72 метра» 2004 года. Его показывали на экранах — до этого момента кино толком негде было даже увидеть. Я прекрасно помню рекламу на Первом канале: «Нас посмотрели 700 тыс. человек». Это было просто потрясающее ощущение. Потом вышли «Турецкий гамбит», «9 рота», «Дозоры» — 30-процентная доля российского кино в общем бокс-офисе. Все были очарованы, говорили, что вот сейчас мы попытаемся вернуть кино на экраны, а зрителя в кино.

— Можете как-то сравнить с тем, что сейчас происходит? Что за десять лет произошло?

— Много чего произошло, на самом деле. Для меня важно, что появились новые имена — среди режиссеров в первую очередь. Я говорю и про Кантемира Балагова, и про недавний успех на «Кинотавре» дебютанта Бориса Акопова с «Быком», это все-таки совсем новое поколение. С другой стороны, появились компании, которые могут работать на мировом уровне в технологическом смысле, их немного, но они есть. Я очень горжусь тем, что пересекаюсь с ними в работе. Ну и появились новые площадки, диджитал-платформы. Тебе не нужен дистрибьютор, не нужен, в принципе, продюсер. Отсчет десятилетия, как мне кажется, надо веcти от дня, когда Жора Крыжовников выложил в YouTube эту свою «коротышку» (короткометражный фильм. — «РБК Стиль»)

755758804546383.jpg
Ольга Тупоногова-Волкова

— «Проклятие», да?

— Конечно, «Проклятие». Об актере Трибунцеве заговорили все и о режиссере заговорили. В одну секунду они стали невероятно востребованы. У всех появилась фантастическая возможность, минуя посредников — продюсеров, дистрибьюторов, телеканалы, — заявить о себе. Я помню это утро, когда включил телефон и у меня все было в ссылках на YouTube. Это был новый этап в жизни и развитии кино, во взаимоотношениях со зрителем. Кроме того, за эти десять лет ушла пленка, а в индустрии появились новые профессии и направления.

— Вам жалко, что пленка ушла?

— Жалко. Я прекрасно помню, как при подготовке к «Сталинграду» увидел первые тесты изображения и понял, что мы будем снимать на цифру и вот прямо сейчас настает момент прощания с пленкой, было грустно.

— Но Тарантино тем не менее продолжает снимать на пленку.

— Была бы у меня возможность — конечно, я бы снимал на пленку. Это совершенно другая организация. Сейчас ты включаешь камеру и работаешь с актером — насколько тебе хватает карты памяти. Все-таки пленка по-другому организует, это совершенно иное пространство, иное распределение — я сейчас и с актерской точки зрения сужу. Вот мы с вами можем часа два-три проговорить, а потом смонтируем пять минут, материала точно хватит. Александр Николаевич Сокуров рассказывал, как он хотел снять весь фильм «Русский ковчег» одним планом, а пленка этого не позволяла, тогда он придумал технологию: во время его путешествия по Эрмитажу за оператором ходил ассистент с большим цифровым рекордером, что давало возможность снять один непрерывающийся кадр.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Петров: «Моя профессия - артист, и основная работа - играть в театре Александр Петров: «Моя профессия - артист, и основная работа - играть в театре

Александр Петров рассказал о том, как пришла идея открыть свой отель

Cosmopolitan
Иван Янковский — о сексе в кино, Александре Петрове, «Союзе спасения», диалоге с властью и внутреннем драконе Иван Янковский — о сексе в кино, Александре Петрове, «Союзе спасения», диалоге с властью и внутреннем драконе

Интервью с актером Иваном Янковским

Esquire
Навстречу темной материи Навстречу темной материи

Гигантские телескопы помогут человеку узнать прошлое и будущее Вселенной

Эксперт
Как понять, что твой подарок не понравился Как понять, что твой подарок не понравился

Лишь еле заметные признаки дадут знать, облажался ты или нет с подарком

Maxim
Одним магом Одним магом

В детстве мы верим в чудеса, повзрослев — пытаемся сотворить собственными руками

Добрые советы
Основатель сети Iniala — о плохом сервисе, тихих тайцах и филантропии Основатель сети Iniala — о плохом сервисе, тихих тайцах и филантропии

Марк Вейнгард — о том, как на Пхукете появился первый отель класса «люкс»

РБК
Вышла за рамки Вышла за рамки

Вероника Этро – о будущем моды, влиянии Instagram и смелых поступках

Grazia
«Деньги не имеют для меня никакого смысла, если я не получаю удовольствия от работы». Карьерные советы президента Microsoft «Деньги не имеют для меня никакого смысла, если я не получаю удовольствия от работы». Карьерные советы президента Microsoft

Президент Microfost Россия: карьерный пинок мне дала сама жизнь

Forbes
Приговор самим себе. Почему государство боится 21-летнего Егора Жукова Приговор самим себе. Почему государство боится 21-летнего Егора Жукова

4 декабря Егор Жуков произнес свое последнее слово в судебном процессе

Forbes
Интервью: глава Isaia Джанлука Исайя — о чувстве стиля, ненависти к белым носкам и любви русских к красоте Интервью: глава Isaia Джанлука Исайя — о чувстве стиля, ненависти к белым носкам и любви русских к красоте

Джанлука Исайя: в чем проявляется элегантность и почему мужчины любят костюмы

Esquire
«Джентльмены» — лучший фильм Гая Ричи за много лет «Джентльмены» — лучший фильм Гая Ричи за много лет

Esquire рассказывается, почему эта картина вам обязательно понравится

Esquire
Умный чип спешит на помощь Умный чип спешит на помощь

Искусственному интеллекту нужны специальные процессоры

Эксперт
Инвестиции в крови: как 29-летний игрок американского футбола получает доход 300% в Кремниевой долине Инвестиции в крови: как 29-летний игрок американского футбола получает доход 300% в Кремниевой долине

Бобби Вагнер откладывает часть дохода и инвестирует в стартапы Кремниевой долины

Forbes
Подавленная агрессия: как не копить негатив Подавленная агрессия: как не копить негатив

Наши эмоции связаны с качеством дыхания

Psychologies
Россияне разлюбили кредиты: Банк России в два раза замедлил рост розничного кредитования Россияне разлюбили кредиты: Банк России в два раза замедлил рост розничного кредитования

Рынок потребкредитования начал охлаждаться, как и хотел регулятор

Forbes
Тёмный тест, сохраняющий свет Тёмный тест, сохраняющий свет

Новый тест позволит выявить опасное осложнение глаукомы

Здоровье
Сценарий созависимости: когда пора отделить себя от других и как это сделать Сценарий созависимости: когда пора отделить себя от других и как это сделать

Как вернуть себя и изменить вредный сценарий полной самоотдачи

Psychologies
Гибрид смартфона и пиявки. Как РОСНАНО популяризирует науку через искусство Гибрид смартфона и пиявки. Как РОСНАНО популяризирует науку через искусство

Какое именно искусство будет повышать престиж естественных наук среди молодежи

СНОБ
Почему молодые рэперы умирают от передоза, не дожив даже до 30 лет Почему молодые рэперы умирают от передоза, не дожив даже до 30 лет

Исполнителей жанра soundcloud rap в последнее время словно бы косит эпидемия

GQ
«Биохакеры — самые приятные люди»: сооснователь «Инвитро» о печати органов, хороших врачах и плохих следователях «Биохакеры — самые приятные люди»: сооснователь «Инвитро» о печати органов, хороших врачах и плохих следователях

Александр Островский — о том, когда в космосе начнут печатать органы

Forbes
Избегая конфликтов любой ценой, мы ставим под угрозу отношения Избегая конфликтов любой ценой, мы ставим под угрозу отношения

Разрушает ли гнев отношения

Psychologies
Санкции, Зеленский, Вторая мировая и тост за бизнес: как прошла встреча Путина и предпринимателей Санкции, Зеленский, Вторая мировая и тост за бизнес: как прошла встреча Путина и предпринимателей

Ежегодная предновогодняя встреча Владимира Путина с деловым сообществом

Forbes
Каникулы с токсичными родственниками: выжить и получить удовольствие Каникулы с токсичными родственниками: выжить и получить удовольствие

Что придумать, чтобы семейство не испортило праздник?

Psychologies
Как спортивные упражнения снижают тревогу? Как спортивные упражнения снижают тревогу?

Тревога может быть хронической или связанной с предстоящими событиями

Psychologies
«Вы либо живете своим бизнесом, либо это не ваш бизнес». Основательница TOY.RU о формировании личного бренда «Вы либо живете своим бизнесом, либо это не ваш бизнес». Основательница TOY.RU о формировании личного бренда

Интервью с Алисой Лобановой —  учредителем сети магазинов детских игрушек

Forbes
Алый театр Алый театр

Эмма Уотсон о фильме «Маленькие женщины», борьбе за равенство и одиночестве

Vogue
Как родители пугают детей и зачем им это надо Как родители пугают детей и зачем им это надо

Физиологи и бихевиористы убеждены, что страх у ребенка формируют родители

СНОБ
«Мать украла мою личность»: ложь длиною в жизнь «Мать украла мою личность»: ложь длиною в жизнь

Экстон Бец-Гамильтон делится шокирующими открытиями

Psychologies
Классическая квартира со скандинавской мебелью, 50 м² Классическая квартира со скандинавской мебелью, 50 м²

Системы хранения спланированы в каждом закутке этой квартиры

AD
«Последнее творение да Винчи» и шесть женщин: самые дорогие картины десятилетия «Последнее творение да Винчи» и шесть женщин: самые дорогие картины десятилетия

Полотна, за которые покупатели выложили сотни миллионов долларов в 2010-х

Forbes
Открыть в приложении