«Джентльмены» — лучший фильм Гая Ричи за много лет
В феврале в российский прокат выходят «Джентльмены» Гая Ричи. По просьбе Esquire Егор Беликов посмотрел картину — и рассказывает, почему вышел из зала под большим впечатлением.
Мокни. Это слово означает не только требование для кого-то срочно намокнуть, но еще и своеобразный притворный акцент, с которым многие в Британии говорят на английском, — подражание кокни, прононсу лондонцев с улиц и из рабочих районов, из экономического класса ниже среднего.
Если бы кино можно было снимать с акцентом, то Гай Ричи, несомненно, снимал бы на мокни. Каждый его фильм построен на том, чтобы вовлечь изнеженного зрителя в жизнь британской шпаны, провести его туда на тайную экскурсию. Ненадолго, чтобы не успеть заметить, как на самом деле гнусно и неприятно быть мелким криминалитетом. Чтобы казалось, будто жизнь честного бродяги — это сплошь веселые погони и бандитские многоходовочки, которые приводят к большим и наверняка кровавым деньгам, и все это — с типично британским животным ощущением стиля. В английском есть слово, которое хорошо описывает эти картины, — classy — «первоклассно, модно, красиво, элегантно».
Так были построены неоспоримо удачные первые два фильма Ричи — «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» — с зубодробительным чечеточным ритмом и монтажом, колоритными героями, какие обычно бывают только в анекдотах, атмосферой приближающегося состряпанного дельца, то есть приятного ажиотажа, которым заражается и зритель. После одного большого провала, который случился, когда Ричи отошел от любимой концепции, найденной в полнометражном дебюте по чистому наитию («Унесенные» с Мадонной), и нескольких необязательных самоповторов («Револьвер», «Рок-н-ролльщик») Ричи, как, надо думать, человек того же бизнесового склада ума, что и его персонажи, выясняет, что его режиссерский опыт успешно может экспортироваться в Голливуд. В том же стиле, без заморочек, разве что переодевая героев под стать эпохе или стране, Гай снимает дилогию «Шерлок Холмс» (Дауни-младший, возможно, лучше всех понял извечного ричиевского героя и утащил с площадки некоторые его черты с собой в киновселенную Marvel), «Агентов А.Н.К.Л.» (даже международным шпионам идет британская бандитская суетливость), «Меч короля Артура» и, неожиданно, «Аладдина».