Парк скульптурного периода: кому принадлежат права на памятники в «Музеоне»
Парк «Музеон» за свою более чем четвертьвековую историю из «кладбища памятников» превратился в крупнейший российский музей скульптуры под открытым небом. При этом большинство произведений, как и авторские права на них, «Музеону» не принадлежат. Правообладание в сфере монументального искусства — сложный и довольно запутанный вопрос. Какие два типа прав действуют в отношении скульптур и почему их авторы не всегда могут свободно ими распоряжаться — в материале Forbes.
Парк «Музеон» на Крымском Валу в Москве можно по праву считать уникальной площадкой, собравшей артефакты ушедшей эпохи. После распада СССР, в период декоммунизации, памятники советским вождям стремительно демонтировали на территории всей страны. Внушительную часть монументов впоследствии перевезли в «Музеон», где к 1992 году образовалась большая коллекция экспонатов. Интерес публики к «сверженным вождям» побудил столичные власти навести порядок в экспозиции, убрать работы сомнительной художественной ценности (по словам очевидцев, поначалу в «Музеон» привозили даже бюсты заведующих банями и колхозами) и официально открыть Музей скульптуры под открытым небом.
Похожая история произошла и с работой Веры Мухиной «Требуем мира!» — скульптурную композицию с уже надломанными фигурами беспрепятственно вывез с проспекта Мира член Российской академии художеств, скульптор Дмитрий Тугаринов. «С таким же успехом я мог отвезти ее на дачу — никому просто не было до нее дела, — вспоминает он. — Работа была в плачевном состоянии, но мы, насколько это было возможно, собрали и установили ее в парке «Музеон». Только спустя 20 лет ее полностью отреставрировали».
Как отмечает руководитель отдела по работе с плательщиками УПРАВИС Алексей Кисточкин, чтобы определить принадлежность памятника, нужно узнать его статус, то есть понять, стоит ли он на балансе города. «Если скульптура все еще стоит на балансе, то при вопросах перемещения и реставрации Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры должен связаться с авторами и наследниками, так как это его зона ответственности. Если же памятник списали «в утиль», необходимо изучить правоустанавливающие документы – как он был установлен, на каких основаниях его убрали, давал ли автор согласие. Нужно помнить и о том, как создавалось произведение. Если это произошло по заказу города, нужно смотреть, на каких условиях ему передали скульптуру. Пару лет назад был случай с ВВЦ: к нам обратились наследники известного скульптора, чьи барельефы в ходе реставрации павильона были испорчены. В итоге их восстанавливали уже под контролем наследников, вернули уникальность в соответствии с оригинальными эскизами автора. Нам не приходилось работать с «Музеоном», но, думаю, ситуация с авторскими правами там похожая», — сказал эксперт.
Коллекция парка «Музеон» с 2015 года принадлежит ЦПКиО им. М. Горького, и в ней насчитывается около 1000 экспонатов, среди которых монументы известных советских мастеров — скульпторов Евгения Вучетича, Сергея Меркурова, Веры Мухиной и многих других. При этом, как пояснили в пресс-службе Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького, далеко не все работы принадлежат парку. 5/6 всех скульптур парка включены в Музейный фонд РФ, а 1/6 принадлежит владельцам/авторам/наследникам по договору временного хранения. Так, памятник Максиму Горькому, созданный в 1939 году Иваном Шадром и доработанный Верой Мухиной в послевоенное время, в ходе реконструкции площади Тверской заставы был передан парку на временное хранение. В 2017 году его вернули на изначальное место. Также на территории «Музеона» находятся четыре скульптуры Государственной Третьяковской галереи.