Без работы роботы
Промышленная роботизация в России проигрывает в борьбе с мигрантами, низкими зарплатами и отсталой культурой производства
По данным Международной ассоциации робототехники (IFR), объем продаж в мировой индустрии промышленных роботов по итогам 2018 года поставил рекорд: 422 тыс. штук на сумму 16,5 млрд долларов. В этом году IFR рекорда не ожидает, но в последующие два года прогнозирует рост рынка более чем на 20%.
Увы, Россия остается в стороне от этих процессов.
На два порядка меньше
По оценке Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), объем рынка промышленных роботов в России в 2018 году составил 2,5 млрд рублей. Рынок всех робототехнических систем в стране примерно втрое больше и составляет порядка 7,5 млрд рублей. В 2018 году у нас было продано 860 промышленных роботов, в этом ожидается рост, и есть надежда, что планку в одну тысячу штук мы все же преодолеем. И укрепим тем самым свое место в конце третьей десятки мирового рейтинга (по данным IFR), едва опередив Индию. На десять тысяч работников в России приходится всего пять роботов, тогда как среднемировое значение — 85. Если же рассматривать картину более детально, то разрыв выглядит устрашающе: в Южной Корее (лидер рейтинга) на десять тысяч работников приходится свыше 700 промроботов, в США — около 200, а среднеевропейский показатель превышает 100 роботов.
Вне зависимости от страны основным потребителем промышленных роботов является автомобильная промышленность, будь то высокотехнологичные Соединенные Штаты или же развивающийся Вьетнам. Россия не исключение, основные покупатели робототехнических комплексов — автопроизводители, локализующие свое производство в нашей стране (около 44%).
Второй мировой потребитель промышленных роботов — производство электрики и электроники. В мировой структуре потребления эта отрасль занимает примерно 20% от общего числа установленных промышленных роботов. Но если автомобилестроение у нас еще как-то локализуется и развивается, то с электроникой все более грустно и намного сложнее.
Почему не вкалывают роботы
Причин того, что роботизация до сих пор так и не прижилась в России, несколько, и какая из них главная, не могут определить даже отраслевые аналитики.
«Роботизация ради роботизации невозможна, — уверен генеральный директор Volvo Construction Equipment (производитель дорожной техники) в России и странах СНГ Андрей Комов. — Для этого необходим продукт, который благодаря наличию спроса изготавливается крупными сериями, в том числе с применением роботов». Они позволяют снизить затраты на производство, за счет снижения влияния человеческого фактора повысить качество продукта и таким образом сделать его более конкурентоспособным. Например, при изготовлении дорожностроительной техники промышленные роботы применяются только на заводах с довольно большими объемами производства. В ином случае возникли бы сложности с окупаемостью. Однако, по словам Андрея Комова, объем российского рынка дорожно-строительной техники совсем небольшой — порядка 10–15 тыс. машин, потому и показатели приобретения пром роботов низкие. Для сравнения: на один только Китай приходится 500 тыс. единиц техники.
Аналитики лаборатории робототехники Сбербанка перечисляют основные, по их мнению, проблемы. Это таможенные барьеры для экспорта, труднодоступность финансовых ресурсов (дорогие кредиты, сложность получения займов и налоговых льгот). И очень важный сдерживающий фактор на пути прогресса — миграционная политика. «Если дешевле нанять несколько человек, то зачем роботы? — восклицает ведущий научный сотрудник лаборатории исследований проблем предпринимательства Российской академии народного хозяйства и госслужбы Степан Земцов. — Население России стареет, и рабочая сила сокращается. Это, кстати, стало одним из факторов вынужденной роботизации в Японии и Германии». Но только не у нас.
«Проблема старения общества в Японии решается государственными программами развития робототехники и искусственного интеллекта, — подтверждают специалисты Сбербанка. — Но проблема недостатка кадров в нашей стране решается миграцией. Высококвалифицированные специалисты уезжают из страны, а приезжают низкоквалифицированные мигранты».
По данным МВД России, по состоянию на август текущего года в стране на миграционном учете находится около 13 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. Причем львиная их доля занимается трудовой деятельностью (официально или нет — это уже другой вопрос).
Еще одна важная причина — риск социальной напряженности, считает Степан Земцов. Власть оказывает давление на руководство компаний с целью не допустить снижения занятости на крупных предприятиях. Проще говоря, чтобы не было роста безработицы, чреватой ростом протестных настроений. А на малых предприятиях роботы менее применимы — слишком малые серии не окупаются.
Гендиректор компании Robowizard (официальный дистрибутор концерна Kawasaki Robotics в России) Игорь Рыженков напоминает, что роботизация — процесс долгий и сложный, по сути, это перевод производства на новую ступень, и, как при любом преобразовании, на этот процесс оказывают влияние множество факторов. Тут нельзя сказать, какой из них главный, а какие не столь важны. «Одним из главных сдерживающих факторов является низкая осведомленность о современных производственных технологиях, — полагает он. — На предприятиях, как правило, не представляют, что такое современные промышленные роботы, какие задачи с их помощью можно решать и какие преимущества это дает.
Низкий общий уровень организации и культуры производства тоже значительно ограничивает возможности роботизации, являющейся одним из последних этапов комплексной автоматизации».
Кроме того, по словам Игоря Рыженкова, в стране отсутствует комплексный подход к модернизации предприятий. Поэтому, как правило, большинство проектов роботизации носят локальный характер и либо не решают большинства проблем предприятия, либо не обеспечивают нужной эффективности.
Отсутствует система подготовки кадров: предприятия не торопятся запускать проекты по роботизации или вообще отказываются от них, так как не могут найти квалифицированных специалистов.
Из экономических факторов, тормозящих внедрение робототехники, участники рынка отмечают отсутствие средств на модернизацию и большие сроки окупаемости проектов роботизации. Очень редко предприятия могут финансировать модернизацию производства из собственных средств. А привлечение внешнего финансирования ограничено или просто невыгодно из-за высокой стоимости. Роботизация стоит дорого и вкупе с низкой стоимостью ручного труда часто приводит к большим срокам окупаемости. Этот параметр критически важен для малого и среднего бизнеса.
На вопрос, сможем ли мы в обозримом будущем догнать если не Китай с его 150 тыс. роботов в год, то хотя бы Вьетнам, где их десять тысяч, аналитики впадают в задумчивость.
«Шансы есть, — считает Степан Земцов. — Но так как у нас доля госсектора все еще велика, а крупнейшие машиностроительные заводы находятся в госсобственности, то успех реализации этих шансов напрямую зависит от решений госкорпораций и федеральной стратегии».
Карты в руки и на стол
Как поясняет Игорь Рыженков, если посмотреть на динамику продаж роботов во Вьетнаме или в Китае, видна точка прорыва, когда продажи робототехнических комплексов резко — в несколько раз — возрастают. И прежде всего это связано с изменением экономической ситуации в стране. «Сейчас в России мы наблюдаем все предпосылки для реактивного развития роботизации, — считает он. — Прежде всего, как бы то ни было, происходит постепенный рост стоимости рабочей силы, и применение роботов становится экономически выгоднее». К этому же можно добавить и демографический фактор: мы вплотную подходим к тому моменту, когда демографическая яма девяностых в полную меру даст о себе знать и страна столкнется с проблемой дефицита рабочей силы. А в условиях, когда молодежь не идет на производство, предприятия будут вынуждены роботизироваться просто для того, чтобы выжить. Так что демография может стать толчком к прогрессу.
Кроме того, стоимость самих промышленных роботов снижается, они становятся более доступными — если не для малого, то по крайней мере для среднего бизнеса. По оценкам Всемирного экономического форума, средняя стоимость промышленного робота за пять лет — с 2012 по 2017 год — сократилась на 17% (с 53 тыс. до 44 тыс. долларов). И есть уверенность, что тенденция к снижению цены будет продолжаться.
«Главное — не упустить момент, чтобы не оказаться на обочине прогресса, — предупреждает Игорь Рыженков. — У нас есть все предпосылки, чтобы не только догнать, но и перегнать многие страны. Принципиально нового робота мы, конечно, не изобретем, но технологии, эффективно интегрирующие его в производственную линию, решения по оптимизации производственных процессов с их помощью — тут и карты в руки. Дело ведь не в количестве роботов, а в эффективном их использовании. Подрастает новое поколение инженеров, которые мыслят по-новому, которые видят по-другому. Необходимо поддержать их и дать возможность развить свои таланты». Изменить ситуацию можно более радикально — через изменение государственной политики в этом вопросе, считает Степан Земцов. «Нужно ориентировать госкорпорации, как в Южной Корее — чеболи, на международные рынки, экспорт, — предлагает он. — Необходимо наладить систему переобучения персонала, расширения производства гражданской продукции, интрапренерства».
Исполнительный директор НАУРР Алиса Конюховская отмечает, что жаловаться на интерес к робототехнике со стороны государства сегодня не приходится. «Иногда начинает казаться, что этот интерес даже чрезмерен, — поясняет она. — В частности, сейчас идет сразу три параллельных регуляторных процесса, в которых задействованы разные игроки». Конкурс на разработку «Дорожной карты развития компонентов робототехники и сенсорики» выиграла компания «Иннополис», стратегию развития пишет НАУРР совместно с Центральным научно-исследовательским институтом робототехники и технической кибернетики, закон о роботах зреет в недрах Государственной думы. Причем все это происходит одновременно, разработка регуляторики идет параллельно, в жесткие сроки, что довольно неудобно, мягко говоря. «В любом случае государство наконец заинтересовалось тем, что же на самом деле происходит в этой индустрии», — уверена Алиса Конюховская.
Станислав Красильников/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl