Взятие Чистополя
Почему волонтеры и общественники вынуждены спасать исторические города от государства
В первый декабрьский уик-энд в татарстанском городе Чистополе высадился массовый десант общественников и волонтеров из разных российских городов. Они съехались туда, чтобы в экстренном порядке спасать историческое поселение, как они сами заявляют, «от мародеров и непогоды». Цель трехдневной акции, организованной республиканским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) совместно с Чистопольским музеем-заповедником и городской администрацией, законсервировать, заколотить на зиму первые десять расселенных пустующих старинных домов XIX — начала ХХ века, чтобы их не сожгли, чтобы не дать им развалиться. Так исторические здания смогут пережить зиму и, быть может, дождаться ремонта и приспособления под новые функции. Во всяком случае, у них появится шанс на выживание.
Первый парадокс Чистополя
Дома эти, стоящие на центральных городских улицах, интересны не только с архитектурной, но и с исторической точки зрения. Например, дом чистопольского врача Дмитрия Авдеева, заботившегося в годы Великой Отечественной войны об эвакуированных в город столичных писателях, в числе которых был и Борис Пастернак, вошел в историю большой отечественной литературы. Считается, что врач Авдеев стал прототипом героя романа «Доктор Живаго». Однако его дом пустует, горел, и сохранить для истории теперь можно разве что его фасад. Если, конечно, успеют его изучить и обмерить.
Немногим лучше и состояние дома Шамсутдинова на улице Тукая, памятника XIX века. Пустующее здание уже серьезно ограблено мародерами.
Первый парадокс чистопольской истории в том, что историческую застройку старинного города общественникам и волонтерам приходится спасать от собственного государства. Вернее, от последствий реализации общегосударственной программы. Исторические дома опустели и оказались под угрозой не сами по себе, а потому что были расселены по программе ликвидации ветхого жилья. В Чистопольском районе по этой программе намечалось к ликвидации 183 дома, в том числе 70 в центре Чистополя.
Обитатели ликвидируемого ветхого жилья, конечно, рады улучшить свои жилищные условия. Однако многие расселяемые дома заслуживают не ликвидации, а сохранения. Но таких тонкостей программа расселения аварийного жилья не знает. Поначалу исключения из «ликвидации» не делались даже для охраняемых законом памятников архитектуры, которые тоже могут быть жилыми домами. Несколько лет назад градозащитникам удалось добиться законодательной поправки, которая позволила заменить для объектов культурного наследия «снос» на «реконструкцию». А вот для «обычной» исторической застройки никаких исключений по-прежнему не предусмотрено. И ее после расселения либо сносят, либо оставляют разваливаться или гореть.
Конечно, далеко не все расселяемые дома имеют историческую ценность, но очень и очень многие. В одном только Чистополе, по данным градозащитников, сохранения заслуживают более 50 пустующих исторических домов, и расселенных недавно, и опустевших давно. В масштабах страны таких домов десятки тысяч.
Однако никакой соответствующей государственной программы в масштабах страны, да еще и подкрепленной финансами, не существует. Вот и приходится спасением исторической застройки Чистополя заниматься общественникам. Да еще и средства на консервацию самим собирать. По расчетам градозащитников, расходы на спасение одного исторического дома составляют около 100 тысяч рублей. Нужно ведь не только заплатить за гостиницу и горячее питание для волонтеров, но и закупить стройматериалы, доски, фанеру, профнастил для забора вокруг дома, инструменты, маски, рукавицы и т.п. Собирали всем миром: и жители Чистополя, и всероссийский волонтерский проект «Том Сойер Фест», и Центральный совет ВООПИК, и проект «Волонтеры культуры», и даже мэр города лично помог с закупкой стройматериалов…