Автомобильная розница в России переживает самые трудные времена

ЭкспертАвто

Авторитейл в заносе

Автомобильная розница в России переживает самые трудные времена в новейшей истории из-за падения спроса, высокой закредитованности, а также угрозы со стороны интернет-торговли. Чтобы выжить, авторитейлу нужно переориентировать свой бизнес в сторону технического обслуживания и торговли подержанными автомобилями

Фото Алексей Грамматчиков

Кризис на российском автомобильном рынке больно бьет по предприятиям авторитейла: бизнес этот перешел в категорию высокорискованного и несет ощутимые потери. Последние четыре года среднее число официальных автомобильных дилеров в России ежегодно сокращается более чем на сотню: по данным аналитического агентства «Автостат», если в начале 2014-го таких предприятий в стране насчитывалось 4100, то на начало 2018-го их осталось около 3500 (см. график 1).

Однако в численном выражении потери дилеров не столь показательны. Гораздо тревожнее, что с рынка уходят крупные и значимые игроки. Так, месяц назад громким событием стала новость о банкротстве компании Genser. Это предприятие было одним из самых известных и авторитетных игроков российской автомобильной розницы. Genser работал с 1991 года, перед своим закрытием он продавал в год около 30 тыс. автомобилей 17 марок в 45 салонах в различных регионах страны, имея выручку около 50 млрд рублей в год. В немалой степени компанию подкосил уход из России американского автогиганта General Motors, на бренды которого (Opel, Chevrolet) приходилась пятая часть продаж. Но главное, Genser пострадал из-за невзвешенной финансовой политики: по неофициальной информации, кредитная нагрузка на компанию достигла 12 млрд рублей и стала для нее неподъемной.

Помимо Genser пострадали за последнее время и другие известные дилеры: например, серьезным потрясением для рынка стало прошлогоднее банкротство крупного игрока «Независимость» (дилер BMW, Audi, Volvo, Jaguar, Land Rover), в начале текущего года процедура банкротства начата в отношении одного из старейших российских дилеров «Аояма» (продажа автомобилей Honda), «Рус-лан» (Volkswagen), «Стрим авто» (Kia). Ранее авторозницу всколыхнули громкие слияния и поглощения: самым известных из них стало приобретение компанией «Рольф» известного столичного дилера «Пеликан-авто». И, судя по всему, в ближайшее время громкие банкротства и поглощения в российском авторитейле будут продолжаться.

Последние 4 года с рынка уходит более сотни автодилеров

Предвидеть спрос

Бизнес автомобильной розницы построен на контрактах с автопроизводителями. Заключившая такой контракт компания получает статус официального дилера и право продавать машины определенной марки. В свою очередь она должна отвечать стандартам обслуживания и берет на себя обязательство реализовывать определенное количество автомобилей (обычно оно исчисляется в доле рынка, которую продавец обязуется достичь и удерживать в своем регионе).

Заключив контракт, дилер начинает заказывать у производителя автомобили. И здесь критически важно угадать, какой тип автомобиля будет востребован клиентом, ведь дилер должен заплатить автопроизводителю за приобретаемые для реализации машины. Как правило, делает он это не сразу: производитель часто дает ему льготный период, как правило месяц-два, в течение которого не берет оплату за поставленные автомобили. А по его истечении расплатиться за поставку партии автомобилей нужно полностью. И если дилер этого сделать не может (автомобили не проданы), ему приходится брать кредит под рыночный процент и его издержки начинают расти. Таким образом, наиболее успешны те розничные автокомпании, которые умеют правильно предвидеть спрос и обеспечивать максимально быстрый товарооборот.

Что же касается маржи от продажи новых машин, то сегодня в среднем в кармане автодилера оседает 3–5% стоимости нового автомобиля. Одновременно его в значительной степени поддерживают так называемые бонусы от автопроизводителя: если дилер исправно выполняет план и свои обязательства, ему полагается приличная премия (обычно она выдается в виде дополнительно и безвозмездно поставляемых автомобилях).

Самые крупные предприятия авторитейла в России — такие компании, как «Рольф», которая по итогам прошлого года заявила о выручке в 190 млрд рублей (продано 84,2 тыс. новых автомобилей). Среди заметных участников этого рынка компании «Автоспеццентр», «Ключавто», «Транстехсервис», «Автомир», Major — размер их годовой выручки колеблется в районе 50–100 млрд рублей (объемы продаж новых машин — 20–70 тыс. штук).

Становление и расцвет этих и других предприятий автомобильной розницы в России приходился на тучные годы российского автомобильного рынка начала 2000-х, а затем начала 2010-х годов. За новыми автомобилями тогда выстраивались очереди, шоурумы были переполнены покупателями, дилерский бизнес процветал. Но времена изобилия сменились кризисом, и падение продаж оказалось для многих автодилеров суровым испытанием. «Дилерская сеть многих автомобильных марок сейчас избыточна: дилерские предприятия рассчитывали, что рынок новых автомобилей в России будет бурно расти и достигнет четырех миллионов автомобилей в год, на самом же деле сейчас он составляет полтора миллиона единиц, — говорит Сергей Удалов, исполнительный директор агентства “Автостат”. — В результате на рынке выживают дилерские компании с наиболее осторожной стратегией развития. Те же, кто переоценил возможности, свои и рынка, взяв под это большие кредиты, оказались в сложном положении».

Автодилеры признают, что одна из ключевых проблем сегодняшней автомобильной розницы — ее высокая закредитованность. По их словам, авторитейл сам по себе капиталоемкий бизнес, требующий больших оборотных средств, которые поддерживают товарные закупки и создание дилерских центров. Недостаток оборотных средств приводит к коллапсу работы всего предприятия. «Когда авторынок рос, в России бурно развивалась дилерская сеть с прицелом на его дальнейшее увеличение. Банки активно кредитовали автодилеров, и некоторые из них использовали для финансирования строительства дилерских центров короткие кредиты, — говорит Владимир Мирошников, директор по развитию компании “Рольф”. — Последующее сокращение авторынка, уход некоторых брендов из России, пересмотр процентных ставок в сторону повышения и отказ банков продлевать кредитные линии стал роковым испытанием для многих игроков и привел к уходу с рынка некоторых прежде успешных компаний».

По словам Владимира Мирошникова, на сегодняшний день бизнес в сфере авторитейла весьма рискованный. «Одним из ключевых показателей “здоровья” дилерского предприятия является соотношение чистого долга и EBITDA, — говорит он. — Считается, что в автомобильной отрасли его значение должно быть не больше трех. В нашей компании соотношение net debt/EBITDA по состоянию на конец 2017 года было на уровне 2,28. В то же время на рынке остается немало компаний, у кого этот показатель больше десяти».

У автодилеров в РФ сильный перекос доходности в сторону продаж новых машин

Перекос доходности

Впрочем, проблемы российского авторитейла связаны не только с высокой закредитованностью, но и с несовершенством самой структуры бизнеса этих предприятий. По сути, большинство из них продолжают работать по старинке, уповая на маржу с продаж новых автомобилей. Однако такая позиция ущербна, в частности, об этом уже давно свидетельствует мировой опыт.

По данным «Автостата», на сегодняшний день средний российский автодилерский центр получает 70% выручки от продаж новых автомобилей. Услуги сервиса и запчастей с трудом достигают 20% выручки, а продажа подержанных машин — 10%. А вот, например, в США новые автомобили далеко не главный источник доходов. По данным Национальной ассоциации американских автодилеров (NADA), на сегодняшний день 50% доходов американскому дилерскому центру приносит сервис, а также продажи запчастей. 25% выручки связано с подержанными автомобилями, и только оставшиеся 25% — это продажи новых машин (см. график 2).

Наблюдатели давно говорят, что перекос российского дилерского бизнеса в сторону доходов от продаж новых автомобилей необходимо исправлять. Например, действительно огромный потенциал имеет рынок подержанных автомобилей. «Продажи на этом рынке в несколько раз больше, чем на рынке новых машин: по итогам прошлого года они достигли 5,3 миллиона автомобилей, на два процента больше, чем годом ранее, — говорит Сергей Литвиненко, руководитель проекта “Avito Авто”. – И в ближайшее время вторичный рынок может начать расти еще быстрее: по нашим оценкам, к 2020 году он вполне может достигнуть 6,5 миллиона единиц».

Проблема рынка подержанных автомобилей в России заключается в его непрозрачности. Здесь очень высока степень мошенничества — например, связанного с подменой показателей автомобиля или с его скрытыми дефектами. Автодилеры и другие участники рынка призывают, например, ввести ответственность за «скручивание» пробега при перепродаже подержанной машины. Идет и поиск механизмов повышения доверия покупателей на вторичном рынке. Важным проектом в этой области можно назвать единую базу данных «Автотека», которую сейчас активно развивает компания Avito и Ассоциация российских автомобильных дилеров (РОАД). Разработчики этого проекта стремятся объединить в нем данные обо всех эксплуатируемых в России автомобилях, чтобы любой желающий мог узнать информацию о реальном пробеге каждой машины, историю ее попадания в ДТП и проч. Представители «Автотеки» заявляют, что сейчас в проект привлечено более 400 дилерских центров и что в открытом доступе уже есть данные о пяти миллионах автомобилей (общий размер легкового автопарка в России оценивается в 41 млн машин). «Повышение прозрачности рынка автомобилей с пробегом даст мощный стимул для его развития, — продолжает Сергей Литвиненко. — Люди, меньше боясь обмана, будут охотнее продавать свои старые машины и приобретать себе транспортные средства на вторичном рынке. Такое оживление вторичного рынка будет выгодно всем: дилерам, клиентам, государству».

Что же касается сервиса и продажи запчастей, то и здесь есть большой потенциал для развития: автопарк в стране стареет, он требует все больше услуг по техническому обслуживанию и ремонту. Однако основной поток сервисов проходит мимо официальных дилеров. Последние жалуются на позицию автопроизводителей, которые в соответствии с дилерским договором заставляют их продавать только оригинальные и официально поставляемые запчасти. В результате клиенты часто уходят в неофициальные автосервисы, где можно приобретать более доступные неоригинальные детали и ремонт обходится значительно дешевле. «Многие автодилеры сами виноваты, что не могут завоевать лояльность клиента в плане технического обслуживания автомобилей, — говорит Сергей Удалов из “Автостата”. — Они пользуются тем, что в период гарантийного срока автовладелец обязан обслуживаться у них, завышая цены на обслуживание. В результате большинство клиентов после окончания срока гарантии уходит в независимые техцентры. Автодилерам необходимо более гибко подходить к продвижению услуг, бороться за лояльность клиентов, устраивать акции, где-то, может быть, предлагая обслуживание себе в убыток, зато потом компенсируя эти потери усилившимся потоком автовладельцев».

Интернет-угроза

Немало беспокойств у автомобильных дилеров вызывает и влияние на их бизнес новых интернет-технологий. Агрегаторы, маркетплейсы, виртуальные шоурумы — все эти явления, связанные с новыми электронными формами продаж, активно пробивают себе дорогу к потребителю. Это тема, в частности, активно обсуждалась на 6-й Конвенции РОАД, которая недавно состоялась в Москве. «Революция интернет-торговли скоро накроет и автомобильный бизнес, — заявил на мероприятии Денис Долматов, генеральный директор компании Carprice. — Сейчас онлайн-покупки становятся у человека в крови. Электроника и бытовые товары уже в основном перешли в онлайн. Я верю, что скоро туда же перейдет и торговля автомобилями».

Считается, что автомобиль — это продукт, который перед покупкой нужно «пощупать». Однако так же, как многие покупатели сначала смотрят пылесос или стиральную машину в салоне, а потом покупают онлайн, никто не мешает сначала произвести личный тест-драйв автомобиля в том или ином центре, а потом приобрести его онлайн. В зарубежных странах такая форма торговли уже распространена, там появляются крупные онлайн-площадки по торговле как новыми, так и подержанными автомобилями. Среди них такие компании, как Carmax, Carvana, Vroom, Cardirect.

Примечательно, что сами автопроизводители тоже усиливают активность в плане развития продаж своих машин через виртуальные шоурумы минуя дилерские сети. Этот процесс заметен и в России: например, Renault успешно продает свою модель Kaptur напрямую через интернет, при этом представители марки заявили, что готовность россиян приобретать автомобили онлайн превзошло их ожидания — число интернет-покупок этой модели вдвое превысило планируемые показатели (правда, пока в абсолютных числах они не так велики — речь идет о нескольких сотнях автомобилей).

«“Интернет меняет правила игры, мы вымираем, сами не замечая этого” — столь громкие заявления автодилеров на Западе сейчас широко распространены, — заявил на конференции Александр Усольцев, руководитель консалтинговой компании Mastakey. — Однако вряд ли в будущем интернет сможет уничтожить автодилерский бизнес. Прежде всего потому, что автомобили нужно не только продавать, но и обслуживать. И автопроизводителям не под силу самим построить инфраструктуру, которую сейчас имеют дилеры. Да, вероятно с точки зрения продаж машин интернет в будущем сможет потеснить доходы дилеров. Но с точки зрения обслуживания их услуги будут оставаться востребованы. И онлайн-торговля — это еще один веский аргумент в пользу того, чтобы российские автодилеры активнее повышали долю услуг в своем бизнесе».


Владимир Мирошников, директор по развитию компании «Рольф»:

Фото предоставлено
компанией «Рольф»

— Авторитейл — это сегодня высокотехнологичный и капиталоемкий вид бизнеса, предъявляющий особенно высокие требования к эффективности бизнес-процессов и уровню компетенций персонала. Как показывает опыт нашего предприятия, модель дилерского бизнеса может быть успешной только при условии, что эффективно работают все его направления: продажа новых автомобилей, автомобилей с пробегом, сервис, реализация финансовых слуг, дополнительного оборудования и запчастей. При этом наиболее быстро растут и приносят стабильно высокий доход такие направления деятельности нашей компании, как продажи автомобилей с пробегом и финансовые услуги. Вторичный рынок становится цивилизованным, и покупатели в этом сегменте целенаправленно идут к официальным дилерам, чтобы купить машину с прозрачной историей обслуживания, проверенным техническим состоянием и гарантией юридической чистоты сделки. Поэтому продажи автомобилей с пробегом растут у всех крупных игроков. Например, наша компания по итогам 2017 года реализовала более 48 тысяч автомобилей с пробегом. Во второй половине текущего года мы рассчитываем добиться соотношения продаж новых автомобилей и автомобилей с пробегом на уровне один к одному. Некоторые наши дилерские центры уже достигли такого соотношения.

Финансовая грамотность покупателей также повышается. Благодаря постепенному снижению кредитных ставок увеличивается доля продаж автомобилей в кредит, а также востребованность страховых продуктов. Сервис и продажа запчастей — также ключевые направления деятельности дилерского бизнеса. В нашей компании они обеспечивают около половины валовой маржи. Достижение такого соотношения позволяет компании стабильно чувствовать себя в кризис. Продажи новых автомобилей обеспечивают наибольшую долю в выручке предприятия, но на уровне валовой маржи вклад этого направления невелик. Вместе с тем продажа новых автомобилей — залог развития дилера в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Продавая автомобиль, мы обеспечиваем загрузку сервисных мощностей, а со временем принимаем автомобиль в трейд-ин, давая возможность быстро и выгодно приобрести у нас новый автомобиль».


Андрей Павлович, председатель правления автомобильной группы «Авилон»:

Фото предоставлено
компанией «Авилон»

— Сложности у автодилеров в основном тянутся из прошлого. Рынок рос, огромные салоны строили под один бренд, нарушали классическую пропорцию собственных и заемных средств в пользу заемных. Это привело к тому, что дилеры попали в финансовую зависимость от банков. Сейчас наступила пора эффективности — максимально результативного использования имеющихся ресурсов. И сегодня как никогда важен процесс управления капиталом, собственными и прежде всего заемными денежными средствами. Одновременно происходит консолидация отрасли и рост доли крупных игроков. В ближайшей перспективе выживут те, кто умеет эффективно управлять и работать, кто имеет сильный менеджмент, кто эффективно распределяет денежные средства.

Основное изменение, которое мы сейчас видим, — клиенты. Клиенты знают, чего хотят, они знают марку, модель, комплектацию, стоимость, среднее ценовое предложение. Это в значительной степени меняет процесс продажи: клиенту больше не нужно рассказывать про само транспортное средство, основной задачей становится презентация компании и сотрудника, который общается с клиентом. От этих составляющих зависит успех сделки.

Самым перспективным направлением дилерского бизнеса остается продажа как новых автомобилей, так и автомобилей с пробегом, а также услуг. Сервис для нас — это не только заработок на обслуживании и продаже запасных частей, но и повторная продажа автомобиля в будущем. Именно благодаря этому доля повторных покупок у нас составляет более 50 процентов, что подтверждает эффективность выбранной нами стратегии. Мы также отмечаем существенный рост доли продажи автомобилей в кредит — от 30 до 60 процентов в зависимости от марки. Что касается маржинальности, то с каждым годом продажа автомобиля становится менее маржинальной, но в то же время клиент при покупке пользуется большим объемом дополнительных сервисов в виде дополнительного оборудования, финансовых услуг, сервисных контрактов».


 

Динамичное купе от Audi

Audi начала продажи в России своей новой модели A5 Coupe. Для российского рынка новинка будет предлагаться с двумя вариантами двигателей с полным приводом quattro: дизельным 2.0 TDI и бензиновым 2.0 TFSI (мощность 190 л. с. и 249 л. с. соответственно). Обновленная ходовая часть обеспечивает новой модели хорошую маневренность и динамику: автомобиль одинаково уверенно ведет себя и на извилистых горных дорогах, и на автомагистралях. По заказу владельцы нового купе могут установить подвеску с электронным управлением жесткостью амортизаторов, которая выбирает подходящие режимы работы двигателя, трансмиссии и амортизаторов. К числу новых разработок Audi относится и электромеханический усилитель рулевого управления, который адаптируется к текущей скорости автомобиля и предоставляет водителю точную обратную связь.

Самый большой Volkswagen

Марка Volkswagen передала первому российскому клиенту новый внедорожник Teramont. Им стал житель Подольска, которому, по его словам, нужен вместительный автомобиль, так как у него трое детей и много родственников. Новая модель Teramont — самая большая машиной в модельном ряду Volkswagen. Переданный первому клиенту автомобиль оборудован 20-дюймовыми легкосплавными дисками Mejorada, бамперами в цвет кузова с хромированными молдингами, серебристыми рейлингами на крыше, а также панорамной крышей со сдвижным люком и диодными фарами. В набор оборудования также входят трехзонный климат-контроль с отдельным блоком управления для пассажиров второго ряда сидений, электропривод двери багажного отделения с дистанционным управлением, автоматическое управление головным светом, система автоматического управления дальним светом, парковочный автопилот Park Assist.

Третий пошел

Премиальный автомобильный бренд Genesis представил свою третью модель на российском рынке — спортивный седан G70. Презентация новинки состоялась в Музее Москвы в формате музыкального фестиваля. По словам представителей бренда, G70 представляет новое направление фирменного дизайна Genesis под названием «Атлетичная элегантность». Оригинальный внешний вид машины, в частности, формирует удлиненная линия капота, короткие свесы, динамичная линия крыши. Кроме того, G70 отличается технологичностью: здесь предлагается оснащение современными системами помощи водителю, в числе которых система интеллектуального полного привода, интеллектуальный круиз-контроль с режимом автоматической остановки и начала движения, а кроме того, в ряде комплектаций можно заказать систему слежения за усталостью водителя.

Грузовой ажиотаж

Продажи коммерческих автомобилей в России продолжают разгон: по данным аналитического агентства «Автостат», в марте 2018 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 8300 единиц, на 50,3% больше, чем в марте прошлого года. «Спрос на коммерческий транспорт не снижается в связи с ростом грузооборота, — объясняет Дмитрий Макаревич, руководитель технической службы Itella в России. — При этом сейчас спрос даже выше предложения: автомобили популярных марок отсутствуют на складах, сроки ожидания поставок варьируются от трех до девяти месяцев. Эта ситуация вынуждает перевозчиков приобретать автомобили, которые раньше не пользовались популярностью». По словам Анны Качурец, генерального директора онлайн-сервиса автомобильных грузоперевозок GroozGo, рост рынка подстегивает также то, что транспортные компании вынуждены вкладываться в развитие собственного автопарка в связи с ужесточением законодательства.

Спецтехника в лизинг

В России продолжается рост продаж спецтехники, при этом все более значимая ее часть реализуется с помощью специальных финансовых программ. Так, по итогам ушедшего года количество техники JCB, реализованной в России в рамках собственной лизинговой программы, выросло почти в два раза. По словам представителей международной компании JCB, в 2017 году в рамках программы было профинансировано на 188% единиц строительной и сельскохозяйственной техники больше, чем в 2016-м, — на 4 млрд рублей. Одновременно объем лизингового финансирования составил более 2,5 млрд рублей. А за четыре года по программе было реализовано 1500 единиц техники: 1200 строительных машин на общую сумму 6,3 млрд рублей и 300 сельскохозяйственных машин на 1,7 млрд рублей. При этом объем лизингового финансирования составил порядка 5 млрд рублей.

Футбольная серия

Марки Kia и Hyundai начали продажи специальной серии автомобилей, посвященных чемпионату мира по Футболу в России. Новые серии созданы на базе самых популярных моделей KIA: Rio, Rio X-Line, Сee’d, See’d SW, Soul, Optima и Sportage. У Hyundai специальная серия предлагается на основе моделей Solaris, Elantra, Creta и Tucson. Автомобили футбольной серии отмечены эмблемой FIFA 2018 и дополняются особыми аксессуарами — эксклюзивными ковриками и официальным футбольным мячом с символикой мундиаля. Кроме того, они отличаются технически: например, на Kia Rio и Rio X-Line специальной серии устанавливаются дисковые задние тормоза, датчик света, задние парковочные датчики и камера заднего вида. Эти автомобили также оснащаются мультимедийной системой с семидюймовым сенсорным экраном, обеспечивающей поддержку платформ Android Auto и Apple CarPlay.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бессеребренники Бессеребренники

Как идеи режиссера Кирилла Серебренникова живут без него

Esquire
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Давление ниже плинтуса Давление ниже плинтуса

Простые и эффективные способы привести его в норму без таблеток

Лиза
Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой! Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой!

Каждый час ходьбы может принести до шести лет «дополнительной» жизни

ТехИнсайдер
Как у тебя хорошо! Как у тебя хорошо!

Как правильно просить дом о помощи?

VOICE
Стресс может нарушить память и привести к страху в безобидной ситуации Стресс может нарушить память и привести к страху в безобидной ситуации

Как стресс влияет на формирование памяти?

ТехИнсайдер
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
Звезда Амуры Звезда Амуры

Чувства, эмоции, предчувствия и чутье в жизни Аскара Ильясова

Men Today
Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай» Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай»

Люди меня встречают и в большинстве случаев просят: «Можно пожать вашу руку?»

Коллекция. Караван историй
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Если болит животик Если болит животик

Какие могут быть причины болей в животе у ребенка?

Лиза
Познать Любовь Познать Любовь

Актриса Любовь Аксенова — о манипуляциях и влюбленности в персонажей

VOICE
«Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса» «Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса»

Как банки развивают розничный бизнес и на какие продукты и услуги делают ставку

Деньги
Сергей Вялов: «Прибегать к Сергей Вялов: «Прибегать к

Нужно ли чистить печень? Отвечает врач гепатолог-гастроэнтеролог

Здоровье
Открыть в приложении