Американский рейс «Мечтателя»

Малая авиация во всем мире переживает настоящий бум

ЭкспертБизнес

Американский рейс «Мечтателя»

Алексей Хазбиев

Андрей Волошин уверен, что его компания только на рынке США в состоянии продать свыше тысячи комплектов для сборки самолетов Dreamer

Группа летчиков-энтузиастов приобрела ангар на аэродроме Гумрак и приступила к выпуску KIT-наборов для сборки уменьшенных копий российских истребителей. Эти самолеты взлетной массой чуть менее полутора тонн состоят из композитных материалов и оснащаются обычными автомобильными двигателями, что обеспечило им невиданную популярность на рынке США.

Малая авиация во всем мире переживает настоящий бум. Только в прошлом году продажи легких самолетов выросли примерно на пять процентов и вплотную приблизились к отметке 2500 единиц. На их приобретение покупатели разных стран потратили свыше 20 млрд долларов. Если такие темпы роста сохранятся, то уже к концу 2027 года мировой рынок воздушных судов подобного класса увеличится более чем на треть и составит 31 млрд долларов. Причем едва ли не половина всего этого спроса придется на США, Мексику и Канаду, где уже сейчас эксплуатируется порядка 300 тыс. легких самолетов. Но если раньше почти все воздушные суда такого класса поставлялись исключительно в готовом виде, то теперь все большую популярность приобретает весьма специфическая схема реализации — продажа так называемого KIT-набора, или комплекта деталей, из которого клиенту самому предстоит собрать самолет или нанять для этого профильных специалистов. Например, в сегменте сверхлегких воздушных судов для частной авиации по такой схеме продано уже более 30 тыс. сборочных комплектов по всему миру. Именно это обстоятельство вдохновило российских летчиков-энтузиастов, которые начали производить в Волгограде сборочные комплекты уменьшенных копий наших истребителей — их предполагается поставлять главным образом на рынок США.

О том, как реализуется этот проект, какие у него есть конкуренты и почему в Америке так востребованы реплики российских военных самолетов, в интервью «Эксперту» рассказал летный директор компании «Аэроконцепт» Андрей Волошин.

— Как появилась сама идея сделать уменьшенную копию нашего истребителя?

— Эта идея родилась почти девять лет назад. Наш тогдашний партнер, владеющий авиашколой в США, предложил сделать легкий самолет для начального обучения пилотов. Ну и, конечно, для личных целей. На первых порах мы разработали летающую модель полтора метра в длину, которая внешне напоминала чешский учебно-тренировочный L-39. Американцы посмотрели и сказали: «Все красиво, прекрасно, но это не маркетинговый самолет. Его можно продать, но это не то, на что вы способны». И тогда мы решили сделать уменьшенную копию истребителя, нечто среднее между МиГ-29 и Су-27. Америка — гигантский рынок для воздушных судов такого класса. Там очень много бывших военных пилотов, которые хотя и вышли на пенсию, но все еще продолжают летать в свое удовольствие. Но вот копий современных истребителей в США нет. Есть реплики военных самолетов времен Второй мировой войны, но эти воздушные суда производят из металла. А мы с самого начала делали свой самолет из композитных материалов, то есть, по сути, из пластика. Так и появился наш двухместный PJ-II взлетной массой всего 1380 килограммов. Прямо перед авиашоу Sun’n Fun во Флориде мы дали ему название Dreamer, или, по-русски, «Мечтатель».

— Американцам понравилось?

— Очень. Они так прямо и сказали: «Это очень похоже на русские самолеты, а их вы делаете всегда замечательно».

— И как оценили перспективы сбыта Dreamer?

— Примерно две тысячи штук — это гарантированная реализация. А дальше рынок насытится, и надо будет разрабатывать уже новые модели. Но пока до этого еще далеко. Мы уже получили более сотни заказов на PJ-II. Из них 74 получено в США, а в России — только пять. Сейчас запускаем производство, первая поставка намечена на ноябрь этого года.

— Еще на стадии проектирования вы сделали ставку на поршневой двигатель. А почему не на реактивный или турбовинтовой?

— Дело в том, что у самолета с реактивным двигателем гигантский расход керосина и многим пилотам эксплуатация таких воздушных судов не по карману, тем более если они пенсионеры. Если раньше эти пилоты летали почти каждую неделю просто для того, чтобы поддержать форму, то теперь в лучшем случае раз в два месяца. Если мы возьмем одинаковую дистанцию (1200 километров), то получится, что реактивный самолет потратит как минимум в три раза больше керосина, чем наш поршневой (свыше тонны керосина против 330 килограммов у PJ-II. — «Эксперт»). Именно поэтому мы решили использовать импеллерную тягу, которую обеспечивает поршневой двигатель типа Ducted Fan. Это позволило не менять конфигурацию воздушного судна, но при этом наделить его летными характеристиками реактивного самолета. То есть он выглядит как реактивный истребитель и почти так же летает, только скорость гораздо меньше — порядка 350 километров в час. Для учебных целей — то, что надо.

— А кто стал поставщиком силовой установки?

— Мы взяли мотор от Chevrolet Corvette и попросили General Motors модернизировать топливную систему в соответствии с нашим техническим заданием, что они и сделали. Это самый легкий двигатель во всей линейке моторов, которые нам подходят. Его вес всего 152 килограмма при мощности 500 лошадиных сил.

— Где вы берете композитные детали и материалы?

— Мы сами их производим из стеклотканей и полиэфирных смол, причем доля импорта у нас не превышает 50 процентов. Но это совсем не те классические композиты, которые используются при создании крыльев новых пассажирских самолетов. У нас конструкция гораздо меньше и проще, она не требует таких показателей надежности, как в гражданской авиации.

— Но для создания композитов нужна целая система химических материалов и волокон. Например, для первых лайнеров МС-21 их закупали у японских и американских компаний Toho Tenax, Hexсel и Toray. Но после того, как они ввели против нас санкции, этим делом стали заниматься Институт новых углеродных материалов и технологий (ИНУМиТ) и «Росатом». А вам не пришлось менять поставщиков?

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Свобода, равенство, бандитизм Свобода, равенство, бандитизм

Борис Акопов в своем дебютном фильме «Бык» возвращается в девяностые

Эксперт, сентябрь'19
General Electric покачнулась, но не упала General Electric покачнулась, но не упала

Американский конгломерат обвинили в фабрикации финансовых отчетов

Эксперт, август'19
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy, сентябрь'19
Я тот, который не стрелял Я тот, который не стрелял

Ольга Ускова не участвует в военных разработках по этическим соображениям

Story, сентябрь'19
6 психических расстройств, о которых нужно знать 6 психических расстройств, о которых нужно знать

В последние годы мы все чаще слышим о психических расстройствах

Домашний Очаг, сентябрь'19
Скажу за всю Одессу Скажу за всю Одессу

Евгений Цыганов — о любви во время холеры и настоящих мужчинах

Vogue, сентябрь'19
Священный верблюд инков Священный верблюд инков

Ламы и их родственники снабжают жителей Перу едой, одеждой и транспортом

Вокруг света, сентябрь'19
Ну ты и дятел! Ну ты и дятел!

Дятел вовсе не образец тупости

Вокруг света, сентябрь'19
Мама без страха и упрека Мама без страха и упрека

Зож-блогер Наташа Давыдова готовится к осеннему зож-броску

OK!, август'19
Бесподобная палитра Бесподобная палитра

Модные тенденции керамической облицовки

Лиза, август'19
Гладкая кожа: 6 масок для сужения пор в домашних условиях Гладкая кожа: 6 масок для сужения пор в домашних условиях

Рассказываем, почему важно сужать поры, и делимся эффективными рецептами

Лиза, август'19
Неожиданно: гадание на карандашах (узнаешь про любовь за 5 минут) Неожиданно: гадание на карандашах (узнаешь про любовь за 5 минут)

Необычное, но очень простое гадание

Лиза, август'19
Разрыв шаблона Разрыв шаблона

Эти молодые разработчики дышат в спину Марку Цукербергу и Илону Маску

Cosmopolitan, сентябрь'19
Истории о том, как влюбляются в пеший туризм Истории о том, как влюбляются в пеший туризм

О своих приключениях рассказывают архитектор, виолончелист и инженер-программист

РБК, август'19
А ты фанат футбола? А ты фанат футбола?

Действующие лица — дизайнер Филипп Пляйн, рэпер Баста Раймс и футболисты

OK!, август'19
6 причин, по которым он не отвечает на твои сообщения 6 причин, по которым он не отвечает на твои сообщения

Почему он тебя игнорирует

Лиза, август'19
Миллиарды на колесах. На чем ездят участники списка Forbes Миллиарды на колесах. На чем ездят участники списка Forbes

Какие автомобили, дорогие и не очень, водят миллиардеры

Forbes, август'19
Кенгуру в снегу: необычная погода в Австралии Кенгуру в снегу: необычная погода в Австралии

На юго-восточном побережье Австралии прошел необычно сильный снегопад

National Geographic, август'19
Лавина «желтых жилетов» сошла Лавина «желтых жилетов» сошла

«Желтые жилеты» не сломили власть, но уже изменили парадигму развития страны

Эксперт, август'19
Третий путь атомной энергетики Третий путь атомной энергетики

В Курчатовском институте завершается модернизация токамака Т-15

Популярная механика, сентябрь'19
За свежим соком — в морозилку За свежим соком — в морозилку

В Москве открылись первые магазины свежезамороженной продукции «Фреш Фрост»

Эксперт, август'19
Пожизненный срок для экс-президента: в Киргизии решили штурмом взять резиденцию Алмазбека Атамбаева Пожизненный срок для экс-президента: в Киргизии решили штурмом взять резиденцию Алмазбека Атамбаева

Спецназ начал штурм резиденции бывшего президента Киргизии Алмазбека Атамбаева

Forbes, август'19
Навальный нашел у семьи первого вице-мэра имущество на 6,5 млрд рублей Навальный нашел у семьи первого вице-мэра имущество на 6,5 млрд рублей

Семье первого вице-мэра Москвы принадлежит имущество на 6,5 млрд рублей

Forbes, август'19
Столичный рефлекс демократии Столичный рефлекс демократии

Москвичи, вышедшие на митинг на проспект Сахарова, хотят не революции

Эксперт, август'19
Грибные штрафы. Как избежать наказания, выезжая на природу Грибные штрафы. Как избежать наказания, выезжая на природу

Что нарушают дачники и любители погулять по лесу, паркуясь на обочинах

РБК, август'19
Элем и Лариса Элем и Лариса

Самая красивая, самая талантливая и самая трагическая пара советского кино

Story, сентябрь'19
Правильная прожарка: как стейки и турецкие кебабы стали трендом этого лета Правильная прожарка: как стейки и турецкие кебабы стали трендом этого лета

В Москве подряд открылось несколько достойных мясных заведений

Forbes, август'19
Тринадцать — значит удача Тринадцать — значит удача

Как в Угличе открывали красоту повседневности

Русский репортер, август'19
Производители прослушки увеличили прибыль до 300% после «закона Яровой» Производители прослушки увеличили прибыль до 300% после «закона Яровой»

Производители прослушивающих устройств увеличили прибыль почти до 300%

Forbes, август'19
Представитель поколения Z — о себе и сверстниках Представитель поколения Z — о себе и сверстниках

Изучение поколения Z: его интересов, взглядов и планов на жизнь

РБК, август'19