Что общего у Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта
Квентин Тарантино побывал в Москве и назвал дуэт Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта в «Однажды в Голливуде» кастингом мечты. Режиссеру достались последние суперзвезды девяностых и нулевых — а сюжет (ДиКаприо играет актера, а Питт — его каскадера) позволил как следует обыграть обманчивое сходство их карьер и судеб. Или не обманчивое? Разбираемся, каким путем шел к фильму 55-летний Брэд Питт,а каким — ДиКаприо, которому скоро исполнится 45.
«Однажды в Голливуде», как и следует из названия, оказался самым сказочным сюжетом Тарантино: в нем мало насилия, много любви, подвижный юмор и как никогда ясен конфликт добра и зла. Но в то же время эта история гораздо мрачнее, чем кажется. 1969 год — это не только смерть Шэрон Тейт и трагедия на фестивале в Альтамонте, прервавшие хиппи-утопию в США. Это еще и последний год перед рождением нового Голливуда. Смена зрительских поколений, соперничество национального кинематографа с европейским и отмена Кодекса Хейса приведут к тому, что звезды обоих героев фильма угаснут. На смену Рику Далтону — телевизионному ковбою с квадратной челюстью — придут Дастин Хоффман и Аль Пачино. А неуживчивый каскадер Клифф Бут вынужден будет уйти вместе с обеспечивающим ему хоть какую-то работу актером-патроном. Героям телевизионных вестернов в 1970 году устроят настоящий геноцид во время «сельской чистки» на ТВ. Кинозвезды продержатся дольше — но и их время пройдет.
Сказка — ложь, да в ней намек: во многих интервью авторов «Однажды в Голливуде» нет-нет да и проскакивает сравнение эпохи из фильма с современной индустрией. Брэд Питт предупреждает, что та творческая и финансовая свобода, которую принесли кинематографистам стриминговые сервисы, рано или поздно выставит всем большой счет. Квентин Тарантино сравнивает давление на современных режиссеров с тем, что происходило полвека назад. А в американской прессе одна за другой выходят статьи, называющие «Однажды в Голливуде» последней надеждой авторского кино в битве с франшизами. Фильм Тарантино — единственный крупный релиз лета, в котором нет крупного актерского ансамбля в костюмах супергеров, компьютерных бородавочников от Disney, летающих автомобилей с завсегдатаем инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Дуэйном Джонсоном за рулем и поющего Джинна. Вместо всего этого Тарантино полагается на звездную силу двух ведущих актеров и собственную репутацию режиссера франшизы. Ведь Тарантино — это тоже своего рода киновселенная: какую бы историю он ни рассказывал, зрители все равно знают, чего им ждать, а продюсеры и прокатчики понимают, что останутся в плюсе. Но от того, будет ли этот плюс жирным, зависит не только репутация Тарантино, но и будущее ДиКаприо и Питта.
Первого в эти дни называют последней кинозвездой Голливуда. ДиКаприо может позволить себе годами не появляться на экране (между «Выжившим» и «Однажды в Голливуде» прошло четыре года) и выбирать режиссеров — из шести грядущих его проектов три связаны со Скорсезе. Он не гоняется за камео и избегает франшиз — в отличие от Бенедикта Камбербэтча, Роберта Дауни-младшего и, например, Анджелины Джоли, заключившей по контракту с Disney («Малефисента») и Marvel («Вечные»). При этом он остается единственным (еще есть Дуэйн Джонсон, но он работает в других жанрах) актером, способным гарантировать авторскому кино бюджет от ста миллионов и сборы от трехсот («Остров проклятых», 2010) до восьмисот («Начало», 2010) миллионов долларов. Единственными его убыточными фильмами в XXI веке были как раз-таки боевики — «Кровавый алмаз» (2006) Эдварда Цвика и «Совокупность лжи» (2008) Ридли Скотта. Но и те, скорее всего, добрали свое с помощью VOD. Что касается «сложного» кино, то ДиКаприо сделал рентабельными и «Дорогу перемен» (2008), и «Джея Эдгара» (2011) — фильмы, которые не так-то просто продать даже синефилам.
Деловая репутация Брэда Питта в последние годы не так безупречна. Его предыдущая роль — ироничное камео в «Дэдпуле 2» (2018). А перед этим была «Машина войны» (2017) на Netflix — проект, после которого у критиков возникли вопросы к Питту и как к продюсеру, и как к актеру. Сделанные с Робертом Земекисом и Марион Котийяр «Союзники» (2016) в итоге получили лишь номинацию на «Оскар» за лучшие костюмы. А участие в проекте мечты Анджелины Джоли — «Лазурном Берегу» (2015), — кажется, разочаровало обоих супругов. Последние настоящие актерские удачи Питта до «Однажды в Голливуде» — это короткая роль в «Игре на понижение» (2015) и главная — в «Война миров Z» (2013), напомнившей миру о его звездном статусе: чего стоил хотя бы аншлаг на ММКФ.