Доставляя счастье
От нуля до миллиарда: история создания выдающейся компании из первых рук
После окончания Гарварда Тони Шей запустил компанию Zappos.com. За 10 лет существования она достигла оборота в миллиард долларов и была куплена компанией Amazon за $1,2 млрд. На первый взгляд может показаться, что предпринимателю просто повезло, но очевидно, что он упорно работал и знает много о том, как заставить бизнес расти. Его видение включает в себя яркий, отличающийся от других, бренд, процесс продвижения талантов и творческую рабочую среду. Все это держится на общем веселье и высоком уровне обслуживания клиентов. В книге «Доставляя счастье» Шей подробно описывает некоторые секреты своего успеха, в том числе то, как он и его команда сделали Zappos настолько популярным. Шей считает, что «доставлять счастье» – это философия, которую каждый может применить не только к бизнесу, но и другим сферам жизни.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Доставляя счастье» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
«Доставляя счастье» – история предпринимателя Тони Шея и его суперуспешной компании Zappos – очень вдохновляющая книга. Как понять, какую сферу деятельности выбрать? Как не бояться рисковать? Как найти преданных и верящих в общее дело сотрудников? Как угодить клиенту и сделать так, чтобы он вернулся? Должна ли быть у вашего бизнеса «сверхидея» и почему «философия компании» – это не просто красивые слова? – Обо всем этом из первых рук вы узнаете от автора этой книги.
Первые шаги
Тони Шей вырос в округе Марин, который находится за мостом Золотые Ворота к северу от Сан-Франциско. Его родители, родом из Тайваня, возлагали большие надежды на то, что их трое сыновей преуспеют в учебе и музыке. Для них успехом считалось образование в одном из вузов Лиги Плюща и степень доктора наук. Старший сын Тони был отличником в школе и мечтал о том, как бы разбогатеть. Он начал свое первое деловое предприятие, ферму дождевых червей, когда ему было всего девять лет! При поддержке родителей он купил около 100 червей – за $33,45.
Тони представлял себе постоянно умножающийся товар, но, увы, наполненный грязью ящик для червей, который он построил на заднем дворе, позволил всем его жителям ускользнуть. Несколько лет спустя Тони увидел в журнале Boys’ Life рекламу машинки для изготовления значков. Он написал издателям книги «Бесплатные вещи для детей» и попросил включить его объявление в их следующее издание. Редакторы опубликовали рекламу, и родители купили Тони эту машинку за $50. Дети, которые присылали фотографию, конверт с маркой для возврата и $1 США, получали в ответ значок. Запчасти стоили 25 центов, так что Тони получал по 75 центов чистой прибыли и заработал $200 в первый же месяц – большие деньги для ребенка! Когда Тони надоело делать значки, он передал бизнес своему младшему брату.
«Если вы правильно поймете бизнес-культуру, то большинство других вещей (например, отличное обслуживание клиентов, создание долгосрочного бренда, или увлеченные сотрудники и клиенты) будет происходить естественным образом», – считает Тони Шей.
Хотя Тони и получал хорошие оценки в старших классах, он сосредотачивал всю свою энергию на увеличении прибыли. Сначала он зарабатывал $6 в час, тестируя видеоигры для Lucasfilm. Затем начал зарабатывать $15 в час, создавая программное обеспечение для компании GDI. Горя желанием начать собственное дело, Тони вновь решил отправлять товары по почте. Он разработал «магический фокус» и решил оповестить об этом всех возможных клиентов, разместив дорогое рекламное объявление (это обошлось аж в $800!) в журнале Boys’ Life. Тони быстро получил свой первый заказ и выручку в $10. Но, к сожалению, этот заказ остался единственным, и магический бизнес пошел по тому же пути, что и ферма с червями.
Бездельники в колледже
К радости родителей, Шей поступил в Гарвард. Но оказавшись там, он в основном совершенствовался в прокрастинации, просмотре телевизора, общении с друзьями, видеоиграх и том, как избегать работы. При этом он как-то умудрялся не вылететь из колледжа. Как ему это удавалось? Ну, например, он пропускал лекции по изучению Библии, так как учитель выставлял оценку по результатам итогового экзамена. И когда до конца семестра оставалось две недели, Тони организовал онлайн учебную группу, предложив каждому участнику изучить две или три из ста возможных тем экзамена.
Он собрал ответы в блокноты, которые продал участникам по $20 за каждый. Таким образом, Тони сделал отличное учебное пособие, заработал деньги, хорошо сдал экзамен и узнал ценность краудсорсинга. Так называется привлечение к решению проблем широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах.
Учась в Гарварде, Шей продолжал мечтать о руководстве собственным бизнесом. Он и его сосед по комнате Санджей стали продавать еду в одном общежитии. Друзья перепродавали гамбургеры из Mcdonald's и расширились до производства пиццы. Одним из их лучших клиентов стал студент по имени Альфред. Каждый вечер он покупал по меньшей мере одну пиццу с пепперони. Много лет спустя Тони узнал, что Альфред перепродавал пиццу по кусочкам.