Вот была бы дисциплина...
Как и зачем её воспитывать?
Вот если бы была дисциплина... То все бы было: уроки делал вовремя, перчатки клал на батарею, тарелку за собой мыл, рюкзак собирал с вечера. О долгом пути к этому (не)достижимому идеалу рассказывают Матвей и Анастасия Берхины.
Что такое дисциплина?
Дисциплина – навык следования правилам и расписанию. Дисциплинированный ребенок умеет взять себя в руки и сделать, как надо: закончить играть, потому что пришло время чистить зубы, или доделать до конца домашнюю работу, даже если это скучно.
Зачем нужна дисциплина?
Школа, общество, семья, а во многом и сверстники предлагают ребенку множество правил, явных и скрытых: делай уроки, веди себя спокойно на перемене, будь дружелюбным, убирай за собой посуду, одевайся, как все, слушай модную музыку. Чем более ребенок дисциплинирован, тем проще ему подчиниться нормам и сделать «что надо». Соответственно, тем в большей степени общество принимает его как своего и тем больше поддержки и одобрения он получает. Легко любить «удобного», который делает всё что нужно.
Наоборот, чем больше ребенок отличается от других, чем меньше он ориентируется на общественные нормы, тем выше риск отторжения, тем больше противостояния: «не хочешь по-нашему, так уходи из нашей песочницы (школы, компании), или мы тебя переделаем (отправим к врачу, психологу; заставим делать, как надо)».
Дисциплина – это главное?
Нет, дисциплина – не абсолютная ценность. Как любой навык, она бывает полезна в определенных ситуациях. «Жёсткие» общественные институты, к которым относится большинство школ, очень сориентированы на дисциплину. Но жизнь не ограничивается школой, и многие семьи находят окружение, в котором дисциплине не придают такого значения: семейные или авторские школы, сообщества «анскулеров» (людей, выбравших внешкольное обучение – семейное, заочное) и т. п.
Кроме дисциплины есть ряд навыков, которые важны во взрослой жизни: коммуникативность, креативность, критическое мышление, лидерство, гибкость и другие. Конечно, нет необходимости выбирать что-то одно: ребенок может развивать и дисциплину, и коммуникацию. Но важно помнить, что навыков много. Также полезно поразмышлять над приоритетами: в чем сейчас больше нуждается мой ребенок – в дисциплине или креативности, в организованности или гибкости?
Отдельно хочется сказать про отношения. Ребенок развивается внутри и при помощи отношений. Если приучение к дисциплине их систематически портит, стоит задуматься. А если на текущем этапе отношения в кризисе, то подождите с дисциплиной и постарайтесь вернуть взаимное доверие.
ОК, решили подтянуть дисциплину. Что делать?
Как и любой другой навык, дисциплина воспитывается через тренировку. Поэтому у музыкантов и спортсменов, которые с детства делают одни и те же скучные упражнения, дела с ней в среднем обстоят лучше, чем у остальных.