Анатолий и Ирина Седых: 10 лет в «Арт-овраге»
На этой неделе лауреатами престижной IХ премии газеты The Art Newspaper Russia стали известные меценаты Анатолий и Ирина Седых, основатели фестиваля современной городской культуры «Арт-овраг» в городе Выкса Нижегородской области. Премия «Личный вклад» увенчала их арт-историю, начатую когда-то с целью отвлечь местную молодежь от пагубных пристрастий, а сегодня ставшую одним из самых ярких событий в художественной жизни современной России. Как это удалось создателям «Арт-оврага», размышляет Сергей Николаевич.
В прошлом году у фестиваля «Арт-овраг» был юбилей — 10 лет. По понятным причинам намеченную программу и многолюдные празднования пришлось свернуть. Но и совсем не отметить такую дату было бы обидно. Так возникла дерзкая идея коллаборации с Эриком Булатовым. Последние тридцать лет выдающийся художник проживает в Париже и на родине появляется крайне редко. Поначалу все это казалось малореальным. Где Париж и где Выкса? Где художник-легенда с мировым именем и локальный фестиваль в российской глубинке? Тем не менее step by step, преодолевая все барьеры и карантины, этот проект стал обретать реальные очертания.
Я люблю, когда люди не трепещут перед авторитетами и не боятся браться за грандиозные задачи, когда они ощущают свою правоту, но при этом не спешат ее всем навязывать. Не хотите — не надо! Не лежит душа — не будем! Но, перед тем как сказать финальное «нет», все-таки подумайте, сделайте усилие, оторвитесь на два дня от своих неотложных дел, приезжайте взглянуть на то, что нигде и никогда больше не увидите.
Ирина Седых, основатель «Арт-оврага» и соучредитель фонда «ОМК-Участие», обладает гениальным даром спокойного убеждения. Эта улыбчивая женщина могла бы, наверное, в дополнение к фестивалю «Арт-овраг» открыть еще и собственный кабинет психотерапевта. Только ей известно, как следует общаться с нервными творцами, как договариваться с городскими начальниками, как доводить сложные и трудоемкие проекты до конца, наконец, как постепенно трансформировать городскую среду, сделав ее для обычных людей более комфортной, радостной, открытой.
А ведь это не только ежегодный фестиваль стрит-арта, но и городское культурное пространство Ex Libris, и арт-резиденции художников, и скейт-парк, и строительство нового Индустриального стрит-арт-парка… Как-то все вдруг сошлось в коротком названии, похожем по своему звуку на шипение раскаленного металла, облитого водой, — Вык-сс-са…