Если в кране нет воды
«Вода камень точит» – эта пословица емко описывает происходящее в горах Омана Джебель-Ахдар. Более полутора тысяч лет назад местные вручную построили ирригационную систему афладж, которая до сих пор орошает фермы. Земледелие – единственное занятие жителей горных деревень, а афладж – единственный водопровод
Дома поселения Аль-Акр в оманских горах Джебель-Ахдар сложены лет 500 назад из камней и скреплены «цементом» из травы и грязи. Они растрескались, осыпались, ушли в землю, поросли бурьяном. В деревне, напоминающей высушенное дно речки, давно никто не живет.
Вдруг в полуразрушенном дверном проеме, за которым зияет пустота, вырастает древний старик. Он одет в длинную серо-коричневую рубаху дишдашу и цветастую круглую шапочку кумму. Кажется, будто дед образовался прямо из камней и цветов.
– Это Салим аль-Атуби, – объясняет мой проводник, оманец Махер аль-Риями, – он следит за фаладжами, каналами ирригационной системы афладж (в арабском «афладж» – множественное число от «фаладж». – Прим. «Вокруг света»). Старик остался один в деревне. Когда здесь закончилась вода, все перебрались в новое поселение, Сайх-Кутнах. Мы его называем Новый город. Из 55 горных деревень 20 заброшены. А Салим не смог бросить ферму. И умудряется собирать воду для полива.
Название деревни Аль-Акр в переводе с арабского означает «садовники». Всюду – слева и справа, с вершин складками, как на дишдаше старика аль-Атуби, – спускаются выдолбленные в скалах террасы c серебристыми нитями-каналами, по которым проходит вода. В голове не укладывается, как люди сумели вручную соорудить столь совершенную систему.
Водопровод царя Соломона
Историки не пришли к единому мнению, когда именно появилась ирригационная система афладж. По одной из версий, первые фаладжи проложили у себя жители Персии (нынешнего Ирана) около пяти тысяч лет назад. А в Омане афладж появился якобы благодаря пророку Сулейману ибн Давуду (он же царь Соломон). По легенде, Сулейман путешествовал в Иерусалим через Джебель-Ахдар и остановился в бедуинском поселении. Узнав, что у местных нет водопровода, пророк созвал джиннов и приказал им строить по тысяче каналов в день в течение всего времени, что он проведет в гостях у бедуинов. Через десять дней в Омане появилось 10 тысяч фаладжей.
Позже оманцы научились сооружать каналы без помощи джиннов. Сейчас в султанате около четырех тысяч фаладжей, из них три тысячи действующих. Пять фаладжей входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО: Аль-Хатмин, Аль-Малки, Дарис, Аль-Майассар и Аль-Джила.
Местные жители рассказывают, что в горах Омана существует три вида фаладжей. Первый – дауди: вода в них поступает из подземных ручьев. Более 23 процентов фаладжей в стране такого типа. Они распространены в районе Низвы, где много грунтовых вод. Второй вид – гхаили, каналы, заполняемые дождем. Это основной тип фаладжей, их в султанате почти половина. Остальные относятся к третьему типу – айни: вода попадет в каналы из горных источников и водопадов. Кстати, слово «айн», означающее по-арабски «источник», часто встречается в топонимах. Вот и деревня, в которую мы заехали с Махером, называется Аль-Айн.
– Все три вида фаладжей устроены похоже. Высоко в горах выдалбливают колодец или бассейн, который наводняется из-под земли, от дождя или от горного источника. От этого резервуара прорезают главный канал, ведущий в деревню. Бывает, несколько деревень проводят воду от одного колодца, – рассказывает Махер.