Как говорить о сексе?
Хороший секс – это удовлетворение каждого партнера происходящим. Чтобы точно знать, что другой доволен и помочь ему и себе этого состояния достичь, важно понимать друг друга.
Чтобы друг друга понять, партнерам стоит научиться разговаривать. У многих эта логическая связка и вообще идея о том, что разговор нужен, вызывает сопротивление: «зачем же разговаривать, это все испортит», «в сексе и в отношениях все на полутонах, невербально», «любящие люди понимают друг друга с полуслова». И какие найти слова? «Пенис» и «вагина» кажутся чем-то медицинским, «член» и «влагалище» – грубовато и топорно, простонародные названия половых органов пикантны в определенных ситуациях, но нравятся далеко не всем, к эвфемизмам («киска») тоже отношение неоднозначное.
Другое частое возражение, которое я слышу: «Вы же сами говорили, что лобные доли мешают спонтанности. Если мы будем называть вещи своими именами и вслух рассуждать о том, кто чего хочет, спонтанность и уйдет».
Многие уверены: если им приходится прилагать усилия по настройке коммуникации в сексе, это значит, что они друг другу не подходят и лучше сразу расстаться. Они считают, что у хороших партнеров все должно происходить само собой, потому что они «настроены друг на друга» и «ловят намеки». Как говорила поэтесса Зинаида Гиппиус (не только о сексе): «Если надо объяснять, то не надо объяснять».
Это неверно. Конечно, в некоторых случаях намеки и спонтанность работают. И это замечательно. Но это не значит, что если люди не понимают друг друга с полуслова, то секс безнадежен. Более того, даже если одному из партнеров кажется, что в их паре все происходит идеально без всяких слов, это не значит, что второй партнер не хотел бы что-то улучшить. Возможно, он просто стесняется об этом сказать, потому что разговаривать в паре не принято. Почему бы не сочетать полутона и спонтанность со словами, ведь разные способы коммуникации хорошо дополняют друг друга. Если партнерство длится долго и есть желание и дальше сохранить секс хорошим, неплохо бы уметь разговаривать не только о самом сексе, но и о других вещах, которые с ним связаны и его обеспечивают.
Как найти общий язык и говорить на нем вместе
Прежде всего на вопросы «что говорить?» и «как говорить?» каждая пара находит собственные ответы. Конечно, мне как сексологу очень хотелось бы, чтобы все были максимально честны, открыты и осознанны, но в реальности у каждого человека свои границы допустимого, и с этим приходится считаться.
Елена: «В американских сериалах о врачах бывают трогательные эпизоды вроде таких: пациентку оперируют, удаляют ей матку или грудь, а муж, чтобы поддержать жену, стоит рядом с ней и перед тем, как женщине введут наркоз, держит за руку. Когда это случилось с моей подругой, то ее муж вообще не знал об операции. Подруге удалили одну грудь, и ее муж целый год даже не догадывался об этом, притом что они спали в одной постели и занимались сексом. Она просто попросила его не трогать грудь, спала в бюстгальтере и подкладывала туда что-то упругое. Через год она поставила имплант, и муж так ничего и не узнал».
Лично мне эта история кажется грустной. Мне трудно понять, как можно жить вместе и не говорить партнеру таких важных вещей о своей жизни. Получается, она не может рассчитывать на его принятие в этой ситуации, не доверяет ему. На онкологических форумах женщины часто советуют друг другу не сообщать мужу подробностей хирургического лечения матки или яичников: операция и операция, и хватит с него. А то перестанет любить, не захочет заниматься сексом, подумает, что ты больше не женщина, а существо второго сорта. Конечно, это печально – так быть не должно.
Совершенствовать язык взаимодействия можно и нужно, и я склоняюсь к тому, что прочнее те пары, которые обсуждают проблемы, потому что молчание разрушает отношения.
Ко мне пришла пара, прожившая вместе два года, – ей 46 лет, ему 35. В начале отношений женщина обнаружила, что у партнера слишком быстро происходит эякуляция. После этого секс сразу заканчивался. Ей хотелось, чтобы после разрядки он продолжал ласкать ее и стимулировать руками, – это бы ее вполне устроило. Но она боялась его обидеть и ранить и не хотела, чтобы он подумал, что ей труднее, чем ему, достичь оргазма. Поэтому она не говорила, насколько ей некомфортно, и продолжала терпеть плохой секс, и даже не пробовала что-то объяснить, чтобы сделать его хорошим.
Теперь, спустя два года, ей неприятна сама мысль о том, чтобы заняться с ним сексом. Из-за постоянных ситуаций, в которых ее потребности не удовлетворялись, ее больше не тянет к нему, она с трудом заставляет себя лечь с ним в постель и при малейшей возможности избегает этого. Сказать она по-прежнему боится, потому что «это разрушит отношения». Но замалчивание разрушает их еще сильнее!