Кому мы нужны?
На наших глазах удаленная работа и фриланс меняют не только распорядок дня, но и внутренний мир. Что произойдет с нами в цифровую эпоху? Где и как мы будем работать?
Искусственный интеллект, цифровизация, апгрейд навыков, смена карьерных траекторий… Кажется, что новые технологии уносят нас в мир неизведанного на космической скорости. «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» — это провидческое высказывание главной героини «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла сегодня легко может стать эпиграфом нашей профессиональной биографии. Мы постоянно учимся, осваиваем новые технологии. И все же испытываем некоторую растерянность: кому мы нужны в этом быстро меняющемся мире? 40% россиян недовольны уровнем своих цифровых компетенций, по данным ВЦИОМ1. Что поможет подружиться с диджитал-технологиями и построить карьеру в Сети?
Тренды для карьериста
Изменением, которое затронуло почти всех, стал переход на удаленную работу. «На рынке труда в одно мгновение размылись географические границы и появилась возможность набирать сотрудников в разных регионах и странах, – рассказывает HR-специалист, генеральный директор веб-сервиса по подбору персонала Дина Баясанова. – Работники и работодатели больше не привязаны к конкретной географической локации. У нас появилась возможность выбирать компании, в которых мы хотим работать, не только на локальном рынке, но и на глобальном. Однако с расширением географии повысилась и конкуренция. Приходится задумываться, какие компетенции помогут сохранить работу или продвинуться по карьерной лестнице».
Оказалось, что для работы в Сети важны совсем другие качества, чем для офисных будней. На пике востребованности сейчас такие личностные компетенции, как гибкость, адаптивность, самодисциплина и самомотивация. Без них мы просто не сможем успешно работать онлайн. Цифровизация работы стала одним из самых важных трендов на рынке труда. Мы почти каждый день пользуемся программами для видеозвонков, привыкли участвовать в онлайн-конференциях, проходить обучение и даже сдавать экзамены удаленно. Но с этим связаны и трудности. «Для меня было очень необычно проводить переговоры с клиентами по Зуму, – рассказывает 34-летняя Вероника. – Я не знала, как показать презентацию, создать общий чат, настроить звук, да и просто добавить пользователей. Хотелось отмотать время назад, чтобы все было по-старому, привычно. Я была растеряна, больше не чувствовала себя профессионалом, боялась включать камеру, злилась на себя за то, что все так медленно делаю».
Страшно vs интересно
Некоторым из нас технические навыки даются нелегко, а другие с лету осваивают все возможности платформ для удаленной работы. Почему так происходит? С точки зрения восприятия виртуального мира всех можно разделить на технофилов и технофобов. Первые, а это примерно 75% пользователей, положительно относятся к новым технологиям: они считают, что цифровизация приносит пользу, улучшает жизнь и помогает решать реальные проблемы2. Технофилы быстро осваиваются с новыми программами и приложениями, спрашивают у коллег, если им что-то непонятно: как включить голосование, показать слайд. А вот технофобы, которых среди нас около 25%, скорее будут молчать и ждать, когда им подскажут, на какую кнопку нажать, или просто проигнорируют новую опцию. Они не готовы обращаться за помощью, обсуждать свой пользовательский опыт. Новая технология для них – просто инструмент решения задачи, но не средство коммуникации. Но это отношение можно изменить. «Мы все сейчас находимся в одинаковых условиях, – поясняет социальный психолог Тимофей Нестик. – Представьте, что вы исследуете необитаемый остров и вам жизненно важно узнать как можно больше фактов о нем. А теперь напишите коллеге в чат и спросите о том, что вам непонятно. Даже негативный опыт можно преодолеть с помощью коммуникаций. Так вы убедитесь, что технология безопасна, потому что другие уже приручили этого зверя».