Доступная среда. Кому она нужна?
Спецпроект «ДО»
Никита и много надежд
Яна Кучина, журналистка портала «Такие дела», приглашенный редактор спецпроекта о доступной среде, живет с ДЦП
Обычному человеку кажется, что с доступностью в городе всё неплохо. Особенно в столицах, особенно в последнее время. Вот ведь установили повсюду пандусы, ездит по городу транспорт нового поколения, а в торговых центрах есть туалеты для инвалидов, на указателях всегда по три значка. У человека, которому нужна доступная среда, таких иллюзий нет.
Чтобы быть безопасными, пандусы должны быть пологими и с перилами. Чтобы иметь смысл, они должны вести в здания с лифтами, с достаточно широкими проходами, и без внутренних порогов и ступеней. Все туалеты в городе должны быть доступными, даже уличные, даже в кафе. Вспомните, пожалуйста, как давно вы видели доступный туалет где-то, кроме крупных торговых центров?
Все переходы в городе должны быть оборудованы либо пандусами, либо лифтами, либо иметь наземный вариант.
Лифт и туалет для инвалидов не должны быть заперты. Проверьте, чаще всего, чтобы ими воспользоваться, нужно позвонить диспетчеру.
Офисы, кафе, театры – это тоже общественные пространства, не только школы и больницы должны стать доступными.
А теперь представьте карту города в котором живете, и обведите здания, которые полностью доступны. А теперь попробуйте проложить маршрут от одного здания к другому, чтобы на нем не было ступеней, подземных переходов без пандусов и ходил только доступный транспорт. Если на этом маршруте есть метро, вы сможете им воспользоваться только через два часа, когда служба сопровождения обработает вашу заявку.
Если вам стало неуютно жить в собственном городе, вы всё оценили правильно. И несмотря на то, что ситуация действительно меняется и в нашей стране развивается инклюзия и строятся доступные музеи, коворкинги и аквапарки, слишком часто о доступной среде забывают.
Вот в Нагатинской пойме открыли «Остров мечты» – замок с аттракционами для всей семьи. Туда поехали Никита и его семья. Никите шесть лет, он приемный ребенок (это неважно) и он не ходит без поддержки (это оказалось важно). Никита мечтал прокатиться на зеленом джипе, увидел его в рекламе парка. Здоровые дети любят машины. А мальчишки, которые не могут ходить и бегать, обожают их с утроенной силой, ведь на колесах они на равных со всеми остальными. Семья купила билет и встала в очередь. Ни на входе, ни на кассе никаких предупреждений не было, но охранник стал говорить, что на аттракцион им нельзя. Если бы Никита ходил – тогда да, а иначе – никак. Причины были непонятны. Это просто машины, в которых дети сидя едут рядом со взрослыми. Ни ходить в ней, ни стоять не нужно. Мама вытащила Никиту из коляски и поставила на ноги рядом с собой, придерживая за майку, чтобы Никита был больше похож на здорового ребенка. Охранник сказал, что Никиту прокатят только в том случае, если он сможет самостоятельно, без маминой поддержки, дойти до машинок. Никита мог ходить сам и сказал, что постарается. Мама поддерживала его за майку. Охранник сказал отпустить, Никита разволновался без маминой руки и упал. На аттракционы его не пустили. Весь следующий день он учился ходить от стенки до стенки в своей комнате, будто бы до аттракциона. Снова и снова.
В интервью на вопрос о доступной среде владелец «Острова мечты» сказал, что во всем мире «инвалидам нельзя садиться на аттракционы» и для них «есть много других развлечений». Это обман, но никто ему не возразил. Парк по-прежнему работает, пользователи Google-карт ставят ему пять звезд. Хочется верить, что наступит день, когда открыть такой парк будет просто невозможно, как невозможно открыть здание без плана эвакуации. Но это случится, только если каждый поставит этому парку ноль целых ноль десятых звезды.
Кажется, что построить доступную среду очень сложно (это верно) и дорого (тоже верно), а нужна она только небольшому количеству людей, так что это вложения не первой необходимости. Но на самом деле сделать из обычного горожанина человека с особыми потребностями очень просто.
Достаточно подарить ему подарок.
Взял человек в руки большой классный чемодан – и вот ему нужны пандусы, раздвижные двери, лифты, низкие пороги. Родился в семье красивый младенец? И любому, кто решил выйти с ним из квартиры, нужны те же условия, что и человеку на инвалидной коляске. Да, и доступный транспорт. Всем остальным мы подарим велосипеды, самокаты, сумки на колесиках, с которыми так удобно ходить на рынок. И вот перед нами не просто горожане, а амбассадоры доступной среды. И, вероятнее всего, именно эти подарки вы непременно получите от жизни, рано или поздно, так или иначе.
Рассудим с другой стороны. Представим горожанина, которому не нужна доступная среда. У него нет велосипедов и младенцев, самокатов и санок, он не ездит в путешествия на поездах и никогда в жизни он не сломает ногу и не наберет лишний вес. Но даже у него есть родственники и любимые. А еще он доживет до старости – и все-таки присоединится к нам, мечтающим жить в доступном городе, на равных, в болезни и в здравии.
Сегодня доступная среда стала предметом первой необходимости. Да, прежде мы жили без нее и как-то справлялись. А еще раньше мы жили без WiFi, службы такси, горячей воды и рядом с гетто, но теперь нас на это не уговорить.
Коля и полоса препятствий
Лида Мониава, учредитель благотворительного фонда «Дом с маяком»
Я работаю в Детском хосписе «Дом с маяком». Занимаюсь помощью детям с инвалидностью уже 16 лет. Но только когда я взяла из психоневрологического интерната ребенка в инвалидном кресле к себе домой, я поняла, с какими проблемами реально сталкиваются инвалиды в нашем обществе. Хочу рассказать несколько историй.
Подъезд
Я снимаю однокомнатную квартиру в многоэтажном доме в районе метро «Новослободская». Подъезд выглядит так: 7 ступенек наверх (есть откидной пандус) и только потом лифт. Раньше я думала, что мой подъезд отлично адаптирован для инвалидов – есть пандус! Но, когда я подвезла Колю к этому пандусу, поняла, что сверху это выглядит как американская горка. Пандус с углом 45 градусов, коляска весом 75 кг по нему стремительно улетает вниз. Еще сложнее затолкать коляску снизу наверх. Первое время я не могла это сделать в одиночку, мы стояли около подъезда и ждали, пока мимо пройдет кто-то из соседей-мужчин, чтобы попросить помощи.
Более 10 раз за это лето в нашем подъезде ломался лифт. Ты приходишь домой вечером с ребенком, а лифт не работает. Знакомые говорили, что в таких случаях помогает МЧС. Я звонила в МЧС в ситуации, когда лифт не работал уже 10 часов. МЧС сказали, что нет угрозы для жизни.
Неприспособленный подъезд – самая частая причина, почему люди с инвалидностью заперты дома. Думаю, в каждом доме есть сосед, которого никто никогда не видел, – инвалид-колясочник или старенькая бабушка.
Лифт
Моя подруга переехала в квартиру в центре Москвы и пригласила нас с Колей к в гости. Мы купили подарки, я искупала и нарядила Колю, мы отправились в гости. Долго добирались, зашли в подъезд, я нажала на кнопку лифта, и стало понятно, что в гости мы не попадем. В стандартный пассажирский лифт инвалидное кресло не въезжает по ширине и по глубине. Если в доме нет грузового лифта, значит, человек в кресле туда попасть не сможет. Остались мы с Колей без новоселья, пошли обратно домой.
Переходы
Неудачи с гостями настигают нас часто. Мы живем по одну сторону от Тверской улицы, а моя подруга живет по другую. Много лет до появления Коли я ходила каждое воскресенье в гости, у нас была традиция воскресных завтраков. Появился Коля – и мы пошли на завтрак вместе. Дошли до Пушкинской площади, стали искать переход через дорогу. Оказалось, что на Тверской улице, как и на Арбате, нет наземных переходов, а подземные – недоступны для инвалидов. Можно перейти дорогу в районе мэрии, а дальше только на Белорусской. На протяжении 4 километров центральной московской улицы ни одной возможности для инвалида перейти через дорогу. Больше я к подружке в гости в воскресенье утром не хожу.
И снова переходы
Доступный подземный переход – это где есть пологий (до 15% угол наклона) пандус. Именно пандус, сплошная плоскость под уклоном, а не вертикальные железные рельсы, которые лежат во всех переходах вместо пандусов (на них человек в кресле можно только скатиться вниз, с разгону сломав себе шею). Мы с Колей приехали на метро «Аэропорт» и хотели перейти через Ленинградский проспект. В подземный переход шел пологий пандус, мы спустились. Переход похож на полосу препятствий. Спускаешься, идешь, поднимаешься на пролет выше, идешь, спускаешься на пролет вниз, идешь и оказываешься возле выхода. Но выхода для инвалидов нет. Лестница недоступная, лифт узкий, коляска не заезжает, но даже если бы и заехала – лифт сломан. Говорят, он уже много лет не работает. Пошли мы с Колей печально обратно.
Туалет
Мы с Колей приехали погулять вдоль Москвы-реки в районе Воробьевых гор. Коля пользуется памперсом. Памперс было пора сменить. На улице была осень и довольно холодно. Я стала озираться в поисках туалетов. Общественных туалетов много, но в каждом при входе ступеньки, дверь узкая, в кабинке с коляской не поместиться. Мы обошли 4 общественных туалета, ни в один не смогли попасть.
У Коли промокли штаны. Я придумала зайти в кафе поесть и, главное, ради туалета. Мы пришли в кафе, но и там зайти в туалет не смогли – узкие двери, узкие кабинки.
90% туалетов в кафе и общественных туалетов в Москве недоступны для инвалидов.
Большинство инвалидных туалетов в торговых центрах заперты на ключ. Ключ у охранника или у администратора. Найти его, дозвониться, дождаться – получается редко.