На два фронта: как технологии поддерживают неравенство и помогают бороться с ним
Доступ к технологиям и информации во многом определяет возможность получить образование и построить карьеру, но многие люди с детства оказываются лишены знаний о цифровой среде. Большинство из них — девочки. Это не только ограничивает их в выборе будущего, но и подвергает опасности
Исследование, проведенное в 2020 году компанией EDTech в связи с частичным переходом школ по всему миру на онлайн-обучение, показало, что девочки прекрасно справляются с новыми технологиями и показывают большую, чем мальчики, вовлеченность, если получают к этим технологиям равноценный доступ. Однако школьницам во многих странах сложнее получить даже доступ в интернет. А значит, возможность приобрести навыки, которые позволили бы им в будущем построить карьеру, да и просто получить знания, необходимые для успешной жизни в современном мире, у них изначально ограничены.
Вместе с тем новые технологии несут и новые опасности: среди них кибербуллинг, онлайн-сталкинг, кража данных и даже подделка сексуализированных фотографий. Женщины и здесь оказываются более уязвимой группой — особенно те, кто хуже осведомлен об этих проблемах.
Нет интернета — нет навыков
Цифровой гендерный разрыв начинается с доступа в интернет. Мужчины на 21% чаще выходят в сеть, чем женщины, а в наименее развитых странах — на 52% чаще. По данным Международного союза электросвязи, 52% женщин в мире не пользуются интернетом и другими технологиями в области связи, тогда как среди мужчин этот показатель составляет 42%. В относительном выражении глобальный гендерный разрыв среди пользователей Сети составляет 17% (он особенно выражен в Африке, арабских государствах и в Азиатско-Тихоокеанском регионе).
Разница в доступе к интернету среди мужчин и женщин напрямую связана с обладанием мобильным телефоном. По данным Ассоциации операторов мобильной связи GSMA, во всем мире женщины на 7% реже, чем мужчины, владеют смартфонами. Виной тому — патриархальные установки, которые делают технологии мужской прерогативой. К примеру, в Индии на одну семью часто приходится один телефон, и приоритет в его использовании отдается мужчине. Женщины и девочки сталкиваются с угрозой физического насилия при заимствовании цифровых устройств.
Поскольку во многих странах образование не считается необходимым для девочек, им не стремятся предоставлять средства связи, которые можно использовать с образовательной целью. И наоборот: глобальное исследование 2020 года показало, что 50% женщин, живущих в сельской местности, не пользуются интернетом, потому что не имеют достаточно знаний о технологиях. Что касается жительниц городов, то даже среди людей с низким уровнем дохода женщины с высшим образованием пользуются интернетом примерно в шесть раз чаще, чем женщины, не имеющие высшего образования.
Наконец, женщины выполняют больше неоплачиваемой работы по уходу за детьми и пожилыми родственниками, чем мужчины, и поэтому имеют меньше свободного времени.
Исследование, проведенное аналитическим центром НАФИ в 2020 году, показало, что, хотя в России все члены семьи пользуются компьютером в среднем одинаковое количество времени вне зависимости от пола, решение о покупке электроники чаще принимают мужчины (28% против 18%). По мнению четверти опрошенных россиян, женщины меньше знают про технологии и хуже работают в сфере IT.