Интервью с директором Третьяковки Зельфирой Трегуловой

ForbesКультура

Новый взгляд на Врубеля: директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова о главных выставках сезона

В сезоне 2021-2022 Третьяковская галерея заявила ряд выставок-блокбастеров, созданных cовместно с ведущими мировыми и российскими музеями. Кто оплачивает эти выставки и как музей выстраивает свои международные и финансовые связи, директор Третьяковки Зельфира Трегулова рассказала Forbes Life

Яна Жиляева

1-tass_44118678.jpg__1628059017__25366__vid947271e.jpg
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова

акие масштабные проекты открывает музей в новом сезоне?

— Если начать прямо с сентября, первая большая серьезная выставка посвящена Юрию Пименову. Имя очень крупное, но менее известное, чем Дейнека. Тому множество причин. А художник интереснейший, менявшийся на протяжении жизни, переживший три молодости.

Пименов — художник 1920-х, времен ОСТа, затем художник 1930-х, автор «Новой Москвы», знаковой работы того периода. И, наконец, художник оттепели, конца 1950-х — начала 1960-х. Он всегда во многом определял лицо времени. Но как ни странно, ни одной большой масштабной ретроспективы Юрия Пименова до сих пор в не было. К тому же, в какой-то период своей жизни Пименов уничтожил многие свои масштабные ранние работы. Это произошло в самом начале 1930-х, до выхода постановления о перестройке литературно-художественных организаций, — была какая-то внутренняя неудовлетворенность тем, что он делал, желание создать что-то новое.

Эти уничтоженные работы мы очень условно воспроизводим и включаем в экспозицию. Слава богу, от работ остались черно-белые фотографии, — мы можем судить, насколько эти картины были интересны. Мы напечатаем их изображения особым образом на металле, в меньшем размере, чем оригиналы.

Мы работали над архитектурой выставки с Агнией Стерлиговой. Каталог выставки блистательно смакетирован одним из лучших книжных дизайнеров Евгением Корнеевым. Партнером выставки выступил «Металлоинвест», с которым мы сделали несколько выставок в Белгороде и в Курске, в тех городах, где расположены градообразующие предприятия компании. Выставка Пименова — первый большой проект, который компания поддерживает уже в самой Третьяковской галерее.

— У Третьяковки же давняя дружба с Алишером Усмановым и его компаниями. Самый громкий проект — обмен шедеврами с Музеями Ватикана.

Это был не «Металлоинвест», а фонд Усманова «Искусство, наука и спорт», организации близкородственные, но совершенно разные. С «Металлоинвестом» мы открываем первый масштабный проект на площадке Третьяковки. Начинали сотрудничество с региональных проектов, где сошлись интересы двух сторон, а продолжаем на выставке Пименова, которая открывается 8 сентября.

Через неделю после Пименова планируем открыть выставку, о которой давно думали и говорили. «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» — это выставка-маршрут внутри экспозиции. На входе будут выдавать буклет-раскладушку, который позволит, как это было на «Манифесте» в Эрмитаже, ориентироваться, ходить по залам и останавливаться около отдельных работ. Почти все картины, включенные в этот маршрут, были куплены Третьяковым. Сегодня эти работы считаются великими, общепризнанными шедеврами. Но в свое время они были раскритикованы или даже запрещены цензурой. Как, например, библейский цикл Николая Николаевича Ге. Жесткую реакцию вызвала и казалось бы, самая что ни на есть безобидная «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова.

Около каждой картины будет размещена экспликация с рассказом о той сложной реакции, которую она в свое время вызывала. Выставка заставит еще раз по-новому оценить прозорливость и смелость Павла Михайловича Третьякова, который, невзирая на резкую критику, покупал эти вещи, даже если иногда ему самому они не особенно нравились. Но Третьяков понимал, что каждая из них — это определенный новый этап развития русской школы.

И конечно, самая ожидаемая выставка нового сезона — это ретроспектива Михаила Александровича Врубеля, которую мы открываем для публики 3 ноября. Выставку поддержал наш постоянный партнер банк ВТБ. Казалось бы, имя художника на слуху, в интернете о нем огромное количество информации, все знают «Демона», но большой выставки, которая бы объединяла собрание московских и питерских музеев, в Москве не было с 1956 года.

Последняя выставка Врубеля, на которой были представлены работы и Русского музея, и Третьяковки, и частных собраний Москвы и Петербурга прошла в 1996-м году в Мюнхене и Дюссельдорфе. В последние десятилетия, и Русский музей, и Третьяковка, показывая Врубеля, ограничивались своими собственными фондами. Впервые за 65 лет на нашей выставке в Москве объединятся работы Врубеля из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. Мы договорились с Русским музеем, что постараемся максимально выдать им произведения Врубеля на выставку в Петербург, а Русский музей — сюда, в Москву.

Конечно, это будет новый взгляд на Врубеля. Выставку создают интереснейшие кураторы — Ирина Шуманова из Третьяковской галереи и Аркадий Ипполитов из Эрмитажа. Мы создали кураторскую группу, потому что понимали, что это не просто традиционная ретроспектива, а масштабнейший показ работ художника, попытка понять, что значит Врубель для современного поколения зрителей. Сегодня во Врубеле нам важно понимание, которое, кстати, было свойственно его современникам, что этот художник создал многое из того, что предопределило искусство всего XX века. Начиная с темы пророка, одной из его самых любимых. Бесконечная вариативность и варьирование, обращение к одному и тому же образу и к той же композиции, — что так свойственно всему XX веку. Также концепция трансформации реального мира в совершенно иной собственный мир, сконструированный художником, — провозвестие того, как в XX веке все выдающиеся художники не отражали действительность, а конструировали собственные миры.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Быть добрым труднее, чем умным». Как родители воспитывали Безоса, Дурова, Маска и других миллиардеров «Быть добрым труднее, чем умным». Как родители воспитывали Безоса, Дурова, Маска и других миллиардеров

Каким советам своих пап и мам знаменитые миллиардеры следуют до сих пор?

Forbes
Морщины, синяки, неровности: рассматриваем вблизи лица королевских особ Морщины, синяки, неровности: рассматриваем вблизи лица королевских особ

Изучаем на короткой дистанции лица представительниц королевских семей

Cosmopolitan
Четыре способа вернуться к себе Четыре способа вернуться к себе

Разные виды психотерапии – разные пути, ведущие к внутренней зрелости

Psychologies
Все умрут, а я останусь: истории единственных выживших в воздухе, в море, на земле и под землей Все умрут, а я останусь: истории единственных выживших в воздухе, в море, на земле и под землей

Некоторые люди выживают вопреки всему и потом живут долгие годы

Вокруг света
6 фильмов с Маколеем Калкиным, кроме «Один дома» 6 фильмов с Маколеем Калкиным, кроме «Один дома»

Подборка лучших ролей Маколея Калкина

GQ
Интеллектуальная собственность в АПК Интеллектуальная собственность в АПК

Что следует знать аграриям при регистрации объектов патентного права

Агроинвестор
10 способов привыкнуть к беременности и грядущим переменам 10 способов привыкнуть к беременности и грядущим переменам

Будущая мама может испытывать смятение и страх. Как «устаканить» свои чувства?

9 месяцев
Растение из Северной Америки уличили в ловле насекомых цветочными стеблями Растение из Северной Америки уличили в ловле насекомых цветочными стеблями

Ботаники обнаружили двенадцатую группу хищных растений

N+1
Мальчик вырос. Почему Криштиану Роналду решил вернуться в «Манчестер Юнайтед»? Колонка Esquire Мальчик вырос. Почему Криштиану Роналду решил вернуться в «Манчестер Юнайтед»? Колонка Esquire

Зачем Криштиану Роналду возвращается в команду, которая сделала его звездой

Esquire
Нежный возраст Нежный возраст

Менопауза — не повод для беспокойства

Vogue
Моральное беспокойство страдающего Средневековья Моральное беспокойство страдающего Средневековья

Василий Степанов о новом прочтении «Легенды о Зеленом рыцаре»

Weekend
Чем можно заразиться, если неправильно приготовить еду Чем можно заразиться, если неправильно приготовить еду

Мы живем среди тысячи видов бактерий

Популярная механика
Почему не стоит пренебрегать своей темной стороной? Почему не стоит пренебрегать своей темной стороной?

Почему обрести внутренний покой проще, перестав бороться с собой?

Psychologies
5 новаторских документальных фильмов 5 новаторских документальных фильмов

Какими были ключевые документальные фильмы на заре жанра

Esquire
Есть всюду свет Есть всюду свет

Новая жизнь бывших церквей

Вокруг света
Вернувшиеся с того света: когда остановка сердца — еще не конец Вернувшиеся с того света: когда остановка сердца — еще не конец

Порой людям удается обмануть смерть

Вокруг света
Тело-машина: как тренировался Киану Ривз во время съемок “Джона Уика” Тело-машина: как тренировался Киану Ривз во время съемок “Джона Уика”

Какую фитнес-программу подготовил тренер Патрик Мерфи для Киану Ривза

Esquire
Нужно ли выходить из зоны комфорта, чтобы быть счастливым? Нужно ли выходить из зоны комфорта, чтобы быть счастливым?

Можно ли жить счастливо и быть успешным, не покидая «зоны комфорта»?

Psychologies
Как кража искусства повышает его стоимость: 5 нашумевших историй Как кража искусства повышает его стоимость: 5 нашумевших историй

Кажется, мы знаем способ заставить весь мир говорить о ваших полотнах

GQ
Даже не пытайся: 5 видов пирсинга, которые никогда не заживают Даже не пытайся: 5 видов пирсинга, которые никогда не заживают

Виды пирсинга, которые даже не стоит рассматривать для себя

Cosmopolitan
Маскианские хроники Маскианские хроники

Все о нашей грядущей (или не грядущей) экспедиции на Красную планету

Maxim
Все бабушки делают это: почему старшее поколение балует внуков? Все бабушки делают это: почему старшее поколение балует внуков?

Почему бабушки включают режим вседозволенности и стоит ли с этим бороться

Psychologies
Расслабься и носи что хочешь: эйджизм в одежде — почему о нем стоит забыть Расслабься и носи что хочешь: эйджизм в одежде — почему о нем стоит забыть

Существуют ли в моде возрастные рамки?

Cosmopolitan
Мария Пилипенко. Вокруг книги: превратить библиотеку в культурный центр Мария Пилипенко. Вокруг книги: превратить библиотеку в культурный центр

Мария Пилипенко — о том, как в «некнижное» время вернуть читателей

Домашний Очаг
С чистого листа С чистого листа

Мари Лист — один из самых успешных русских фэшн-инфлюенсеров

Tatler
Персональному компьютеру исполнилось 40 лет — 12 августа 1981 года начались продажи IBM PC Персональному компьютеру исполнилось 40 лет — 12 августа 1981 года начались продажи IBM PC

Модель IBM 5150 стала первым массовым компьютером

TJ
Как пережить расставание с токсичным человеком и обрести себя Как пережить расставание с токсичным человеком и обрести себя

Даже если партнер вас годами унижал или обесценивал, разорвать связь непросто

Psychologies
Андроид-чемпион Андроид-чемпион

Как роботы защищают честь российского футбола

Популярная механика
Подробный гид по смыслу жизни: как его найти и зачем он нужен Подробный гид по смыслу жизни: как его найти и зачем он нужен

Теория, книги, психотерапия и самостоятельный путь

Reminder
Кто такие щетинохвостые бетонги и зачем их спасать Кто такие щетинохвостые бетонги и зачем их спасать

Зачем экологи пытаются восстановить щетинохвостых кенгуру

National Geographic
Открыть в приложении