Хочу покупать современное искусство: что нужно знать и с чего начать
Марина Анциперова и Ася Аникеева, авторы телеграм-каналов про покупку доступного искусства и совместного курса об основах коллекционирования "Собери их все", составили для Esquire краткий курс для тех, кто хочет покупать современное искусство, — с чего начать и на что обратить внимание.
1Подумайте, зачем вам это
Собирать искусство — дело азартное и приятное. Но хорошо бы перед тем, как вступать в игру, понять, зачем вы это делаете. Целей здесь может быть много, и среди нет них неправильных. Искусство делает жить полнее и богаче: фактически коллекционирование — это дверь в закрытый клуб художников, галеристов, музейных работников, которые, скорее всего, смотрят на жизнь совершенно иначе. И для вашей работы этот ракурс может стать большим вдохновением, а люди, которых вы встретите, вполне могут оказаться вам полезны. Не секрет, что в клуб меценатов “Гаража” многие вступают для знакомства с полезными людьми на общих мероприятиях и ужинах. История искусства — увлекательное дело, и самообразование здесь бесконечно и тоже плодотворно. Поддержка художников — тоже благородное дело, в начале своего пути им очень важно быть услышанными и понятыми, и поддержка коллекционеров играет в этом огромную роль. Ну и наконец, есть самый простой и банальный ответ. Искусство — это просто красиво.
2Узнайте побольше о художнике — и о себе
Покупая настоящее искусство, вы приобретаете фактически кусочек чужой души. Постарайтесь представить, что простая, кажется, фотография перед вами — долгий плод размышлений художника. В ней находит отражение то, как он видит мир, его сомнения, радости, поиск себя и своего места в жизни. И теперь этот кусочек жизни другого человека (художника) будет все время с вами, а вы, глядя на него, волей-неволей будете вступать с ним в диалог. Полезно перед тем, как покупать искусство, узнать побольше о художнике: чем и как он живет, хочет ли изменить мир, размышляет ли больше о любви или, например, о смерти. Мрачных работ и мрачных художественных карьер, впрочем, не нужно бояться: постарайтесь прежде всего отследить свою реакцию на работу, которая вам понравилась. Она заставляет вас грустить? Радоваться? Конечно, никто не будет вас заставлять жить с ней долгий период, но представьте, что на эту работу вы будете, например, смотреть год или два, пока не захотите сделать смену экспозиции. Вы готовы на это? Чтобы начать собирать, нужно понять, что хочется видеть рядом с собой ежедневно: графику Жени Буравлевой или скульптуру Вани Горшкова, тиражные работы плеяды граффитчиков, выставляющихся в RuArts, или манерную Вику Кошелеву.