Дистанционное образование: как оно меняет человека будущего?
Учить английский по скайпу, слушать лекции преподавателя из Гарварда, находясь в Челябинске, решать задачи по физике в групповом чате… Еще лет 15 назад это казалось невозможным. Мир новых технологий меняет не только способы обучения, но и нас самих. Каким будет человек будущего, получивший дистанционное образование, рассказывает психолог Денис Макархин.
Все больше услуг образования переходит из очного режима в виртуальный, причем речь идет не только о дополнительных курсах, но и о полноценном вузовском обучении.
«Российский рынок дистанционных образовательных услуг в 2016 году составил 20,7 млрд рублей. По прогнозам аналитиков, эта цифра вырастет к 2021 году до 53,3 млрд рублей, — говорит инженерный психолог Денис Макархин. — При том что пока полноценно вовлечены в этот рынок лишь два десятка российских вузов, тогда как в мире практика онлайн-обучения развивается семимильными шагами».
Возможно, в традиционном образовании еще много ресурсов,и не стоит спешить за Европой и Америкой? Какие же плюсы и минусы у обеих форм?
Онлайн: за и против
Для усвоения материала, развития образного мышления дистанционное образование более эффективно, уверен психолог. Кроме того, мы можем получать знания в ведущих вузах мира, не покидая стены родного дома.
«Это дает колоссальный выбор для получения той информации, которая мне нужна. Не надо ждать, пока в Калининград или Ростов приедет профессор из Гарварда, что почти нереально. Я могу уже сейчас прослушать его лекции. У всех ведущих вузов мира на образовательных платформах есть свои программы онлайн-образования».
Но прежде чем принимать окончательное решение в пользу дистанционного обучения, стоит взвесить все за и против. У этой формы образования есть как преимущества, так и недостатки.
Хорошо, если политика вуза предусматривает систему прокторинга: когда вы можете прослушать теорию у лучшего преподавателя в другом вузе, сдать там дистанционно экзамен, и он зачтется в вашем институте. Выбор лучшей и наиболее интересной подачи информации — это первое преимущество.
Второй плюс — общение с единомышленниками. «Мы не только слушаем классных профессоров, но и общаемся в закрытых чатах. Нас ведут тьюторы, которые помогают разбираться с материалами, заданиями. Мы разговариваем и обмениваемся опытом с коллегами из любого города мира. Для нас в этом общении — открытость и безопасность. Представьте, если группа психологов или программистов из одного города соберется в аудитории, то они невольно станут конкурентами друг другу. В дистанционном общении я и психолог из Сиднея или Парижа — не конкуренты», — комментирует Денис Макархин.