Итоги года: главные изменения 2018 года, о которых нужно знать каждому водителю
В 2018 году законодатели и ГИБДД были особенно продуктивны – серьезные нововведения в ПДД, законы и госты, меняющие жизнь автомобилистов, появлялись каждый месяц. Заработали еще не все, но мы вспомним самые важные из тех, что уже вступили в силу
Касающиеся автомобилистов законы и правила дорожного движения (ПДД) в течение 2018 года менялись так часто, что в конце декабря Госавтоинспекция ввела мораторий на внесение изменений в последние в рамках своего исследовательского центра. Мол, всех уже запутали: нововведений столько, что сами законодатели уже не могут разобраться, что вступило в силу, а что только планируется, или вовсе находится на стадии обсуждения. Что уж говорить о простых водителях! Мы расскажем о тех изменениях, которые точно заработали в 2018 году. Но расслабляться не стоит – в ГИБДД работают над новой стратегией безопасности движения до 2024 года, ставящей цель снизить смертность в ДТП до нулевых значений. Поэтому без очередной порции событий не обойтись.
Техосмотр стал жестче
С февраля 2018 года правительство ужесточило порядок проведения техосмотра – причиной стала критика этого порой весьма формального процесса. А ведь полномочия по проведению ТО отобрали у ГИБДД и передали страховым компаниям в 2012 году как раз для усиления контроля за качеством проверки!
Как бы то ни было, теперь автомобили с любыми нестандартными компонентами, информация о которых не внесена в свидетельство о регистрации, пройти ТО просто не смогут. «Незаконным тюнингом» считаются усиление бамперов, установка лебедки и расширителей колесных арок на внедорожниках и даже установка колес нерегламентированной производителем размерности. Кроме того, запрещается использовать бесцветные или нестандартно окрашенные оптические детали, тонировать фары, снимать предусмотренные конструкцией стеклоочистители. Чтобы получить диагностическую карту владельцам таких автомобилей придется пройти сложную и дорогостоящую процедуру внесения изменений в конструкцию ТС с регистрацией их в ГИБДД.
Также по новым требованиям нельзя эксплуатировать машину при дефектах усилителя руля. Если водитель решит установить шипованную резину – в нее должны быть обуты все четыре колеса. В обязательном порядке в машине должны быть не только знак аварийной остановки, но и аптечка с непросроченными лекарствами.
Еще одно нововведение в процедуру прохождения ТО было внесено 23 апреля. Согласно ФЗ № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств», в случае если при прохождении ТО оператор обнаружит неисправности, он все равно обязан выдать автовладельцу диагностическую карту. Но в документе будет отражен весь список проблем и дано заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства.
Водители засветились
С марта автомобилистов и путешествующих с ними пассажиров обязали надевать светоотражающую одежду – речь идет о вынужденных остановках в темное время суток за городом или на трассе, например, если произошло ДТП или же необходимо отремонтировать автомобиль или заменить колесо. Целесообразно надеть светоотражающий жилет, специальную куртку или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала и в ситуациях, когда путешественник просто решил выйти из автомобиля, чтобы размяться. Никакого штрафа за отсутствие жилета не предусмотрено, более того, сотрудники ГИБДД не обязаны проверять его наличие. Но в ведомстве объяснили, что такой простой прием может спасти много жизней – ведь увидеть на темной трассе человека практически невозможно. В 2017 году произошло 386 наездов на людей только из-за того, что водители не замечали вышедших на дорогу пешеходов – в итоге 67 человек погибли, 347 пострадали.
Стандартный жилет с одной полосой позволит в темноте заметить человека на дороге не за 30 метров, а за 200
Пьяных за рулем определяют по крови
С июля 2018 года в России вступили в силу принятые ранее поправки в разные законодательные акты, которые позволили привлекать к административной или уголовной ответственности всех нетрезвых водителей. До этого момента в законодательстве существовала лазейка: ответственность за пьянку за рулем предусматривалась лишь в случае обнаружения содержания спирта в выдыхаемом воздухе, которое выявляется с помощью алкометра. Однако в ряде ситуаций провести эту процедуру было невозможно – например, если человек попал в ДТП и находится в беспомощном положении. И получалось, что находящийся в бессознательном состоянии водитель, неспособный дунуть в трубочку, при помощи хорошего адвоката мог уйти от ответственности. Теперь же, если у автомобилиста обнаружат более 0,3 грамма спирта на литр крови, он также признается пьяным безо всяких дополнительных формальностей и споров.
Цены на бензин заморозили, но они растут
Лето 2018 года запомнилось всем водителям резким ростом цен на топливо – бензин и солярка в ежедневном режиме ощутимо дорожали, причем в ряде регионов сразу на рубль-два. В июле дозвонившиеся на «прямую линию» с президентом Владимиром Путиным автомобилисты массово пожаловались на ситуацию. Путин назвал такое положение дел «недопустимым и неправильным», обвинив в кризисной ситуации ошибки менеджмента в сфере энергетики. В итоге с 1 июля цены на топливо «заморозили» – это стало возможным, в частности, за счет отмены запланированного повышения ставки акциза на топливо и стимулирования нефтяных компаний поставлять больше нефтепродуктов на отечественный рынок. Однако уже к концу года цены на топливо снова поползли вверх – ведь повышение акциза просто перенесли на начало 2019 года. Кроме того, ближе к холодам АЗС стали переходить на зимние виды топлива, которые ощутимо дороже. Так, по данным Минэнерго в ноябре 2018 года литр АИ-92 стоил в среднем 41,72 рубля за литр, в то время как в ноябре 2017 года цена была 37,86 рубля. 1 января 2018 года литр АИ-92 стоил 38,56 рубля, а 25 ноября – 41,72. Цена зимнего ДТ на АЗС в 2018 году изменилась еще более заметно. Если в начале 2018 года литр зимнего ДТ стоил 38,92 рубля, то 25 ноября – уже 46,47. Сейчас прогнозы правительства заметно отличаются от мнения экспертов и независимых АЗС. Последние уверены, что в новом году цены на топливо продолжат расти и никакие демпфирующие меры, которые будет компенсировать нефтяникам их налоговые потери, не помогут. Однако Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС прогнозируют скорую стабилизацию на рынке моторного топлива.
Новые дорожные знаки
На дорогах России в 2018 году появилось несколько новых видов знаков. В том числе «Платная дорога», «Крытая парковка», «Отель три звезды», «Запрет въезда на перекресток в случае затора», «Диагональный пешеходный переход», «Глухие пешеходы» и другие. Их эффективность пока тестируются в рамках подготовки обновленной версии так называемого предварительного национального стандарта (ПНСТ). Этот документ в целом предполагает серьезные изменения в организации дорожного движения – помимо знаков это и новая разметка, и новые схемы организации проезда сложных перекрестков, а также организация кругового движения. Стандарт будет действовать три года, после чего наиболее удачные нововведения перенесут из ПНСТ в ГОСТ. Для этого нужно будет внести изменения в ПДД – а до того момента использование новых знаков и прочих предложений экспертов в рамках ПНСТ зависит от желания местных властей.
ПТС стал электронным. и это только начало
В октябре в России стартовало оформление электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС). Запуск электронного документа многократно откладывался по разным, в том числе техническим, причинам. Как признался глава Госавтоинспекции Михаил Черников, технические сложности пока остались, и из региональных отделений ГИБДД приходит вал обращений с просьбами о технической поддержке. Тем не менее, первые автомобили уже получилось поставить на учет по-новому, и в целом база данных для перехода на ЭПТС готова. Поясним, что ПТС на автомобиль можно оформить только один – электронный или бумажный. Но переходный период еще не заканчивается, и бумажные ПТС выдавать пока не перестанут, что особенно актуально, учитывая вопросы из регионов. Окончание переходного периода назначено на 1 ноября 2019 года, после чего все транспортные средства в России планируется оформлять только при помощи ЭПТС. После обкатки этой процедуры все «водительские» документы также планируется со временем перевести в цифровой формат.
Обычные бумажные ПТС продолжат выдавать до 1 ноября 2019 года. Потом их планируют отменить
Лишенных прав отправили на пересдачу
Также в октябре правительство внесло изменения в правила возврата водительского удостоверения для лишенных прав автомобилистов. Теперь чтобы вернуть ВУ после истечения срока наказания водителям придется предъявить в ГИБДД квитанции об оплате всех штрафов за нарушения ПДД. При этом «лишенцы», как и прежде, обязаны заново пройти проверку знаний ПДД. Сложнее придется тем водителям, которые лишились прав за нетрезвое вождение (ч.1 ст. 12.8 КоАП), либо отказались от прохождения медосвидетельствования (ч.1 ст. 12.26 КоАП), либо же выпили алкоголь сразу после ДТП, к которому они причастны (ч.3. ст. 12.27 КоАП). Права им получится вернуть только после прохождения обязательного медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к управлению транспортным средством. Такие же справки сейчас получают водители-новички или же те, кто обновляет права спустя десять лет.
34% автомобильных аварий по вине нетрезвых водителей в России происходит в выходные дни
Знак «Шипы» можно снять
В декабре наконец-то окончились многочисленные споры о том, клеить ли зимой знак «Ш» на стекло, если на автомобиле установлены шипованные шины, и полагается ли за это штраф. Ставшая заложником бюрократических процедур Госавтоинспекция добилась отмены этого требования. Соответствующее постановление об изменениях в правилах дорожного движения подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. На утверждение этого документа ушло более полугода. Изначально знак был нужен для помощи другим автомобилистам, которые, видя «Ш» в треугольнике, понимали бы, что впереди следует автомобиль на шипованной резине и таким образом могли прогнозировать его тормозной путь. В постановлении правительства справедливо говорится, что «норма давно утратила свою актуальность», а сам знак может загораживать водителю обзор сзади. В МВД также напомнили, что тормозной путь автомобиля сейчас в значительной мере зависит не только от шин, но и от самой конструкции автомобиля и наличия в нем современных ассистирующих систем. При этом, как заверили в Госавтоинспекции, и до отмены нормы инспекторам ГИБДД было запрещено выписывать соответствующие штрафы.
Фото: Валентина Свистунова/Интерпресс/ТАСС; Ekaterina M/Фотобанк Лори; Christian Vorhofer/imagebroker/Global Look Press; ALEXEY/Fotolia.com; Агентство городских новостей «Москва»; Сергей Галинский/Фотобанк Лори; GreenCam/Fotolia.com; Екатерина Квашенкина
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl