Военная галерея
Перед главным залом Зимнего дворца — Большим Тронным, или Георгиевским — кажется, несут вечную службу герои войны 1812 года. Расположенные на стенах большой протяжённой галереи горизонтальными рядами в пять ярусов портреты создают ощущение шеренг воинов, выстроившихся для парада или сражения.
25 декабря 1826 года, в день ежегодного празднования изгнания полчищ Наполеона из пределов Российской империи состоялось открытие Военной галереи, и солдаты гвардейских полков, расквартированных в Петербурге, прошли торжественным маршем перед портретами своих командиров, под началом которых они сражались в 1812–1814 годах. Возможно, среди них были те, кто спустя одиннадцать лет отличился не в огне сражения, а в огне пожара, спасая из объятого пламенем дворца портреты любимых командиров: ведь из ветеранов, как тогда говорили — «инвалидов» Отечественной войны 1812 года, была сформирована знаменитая рота дворцовых гренадер.
В сознании современников дворцовые гренадеры были прочно связаны с Военной галереей: на изображениях этого помещения часто присутствуют фигуры в высоких медвежьих шапках, тёмно-зелёных мундирах и брюках с золотыми галунами. Указ императора Николая I от октября 1827 года гласил: «Желая ознаменовать особенное моё благоволение к тем нижним чинам лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали своё мужество… я признал за благо учредить из них при Дворе моём особую роту под названием дворцовых гренадер, с тем чтобы они обеспечены были в своём содержании на всю жизнь...» Этот же указ регламентировал их обязанности: «Рота имеет только присмотр или полицейский надзор во дворце, а в большие праздники даёт во дворце почётный караул и посты… другой строевой службы не несёт».
В царствование Николая I завершилось и создание самой Военной галереи, начатое ещё Александром I. Возможно, идея такого памятника появилась у императора в 1818 году во время конгресса Священного союза, когда он позировал английскому художнику Томасу Лоуренсу, писавшему портреты для зала Ватерлоо Виндзорского замка. Тогда же Александр I увидел, как работает другой английский художник Джордж Доу. «Редко кто может как господин Дов писать с такою скоростию, и со всем этим давать такое сходство, такое выражение жизни!» — говорили о нём. Его император пригласил для воплощения замысла о создании не просто зала славы нескольких правителей