Создатель «Смешариков»: «Российская анимация на пути к прорыву»
Режиссер анимации Денис Чернов, известный по мультсериалу «Смешарики», отметившему в этом году свое двадцатилетие, рассказал о том, почему «Смешарики» стали более взрослыми, из-за чего в России не хватает подростковых мультсериалов и когда отечественную анимацию ждет новый расцвет.
«Мы выходим на принципиально другой уровень»
Недавно в разговоре про молодежные субкультуры мне говорили об огромном росте популярности китайской поп-культуры, в том числе и анимации. Я вспомнил, как еще несколько лет назад Дмитрий Геллер ездил в Китай учить людей снимать мультфильмы — и вот теперь там выходят сериалы, которые смотрят миллионы людей. Будет ли и в России что-то подобное?
Я думаю, что мы на пути к мощному производственному прорыву. Историю российской анимации можно представить в виде графика и понять тенденцию. В девяностых годах анимации в России практически не было. В Питере — ноль. В Москве на тот момент — «обрывки» «Союзмультфильма», студия «Пилот», — в принципе, все. Про регионы ничего не говорим, там ее тогда по факту не существовало.
Сейчас, когда я был на слете аниматоров, который ежегодно проходит в Москве, я был просто поражен тем, какое количество людей интересуются этой профессией. Они покупают недешевые билеты, целые залы забиты слушателями, и людям интересно, молодежь приходит. Большое количество студий возникает в разных регионах, в разных городах страны. Это тенденция к тому, что мы на самом деле выходим на какой-то принципиально другой уровень. На фоне того, что сейчас из России ушли крупные конкурирующие студии — а они, конечно, вернутся, — у нас есть шансы за этот промежуток времени развиться, подкачаться и выступить достаточно ярко.
Почему многие российские мультсериалы получают призы, но при этом неизвестны широкой аудитории?
На самом деле, это политика той или иной студии. Либо создатели хотят делать проект, который будет рассчитан на авторскую аудиторию, фестивальную жизнь, либо студия думает о том, чтобы делать и коммерческий продукт. Такие успешные и качественные примеры тоже есть: и «Три кота», и «Маша и медведь».
А каких сериалов у нас не хватает? Допустим, подросткового фэнтези у нас практически нет.
Подростки — это самая сложная прослойка. Если дети всеядны — им достаточно того, чтобы что-то на экране забавно двигалось, хрюкало, прыгало, — то подростки начинают очень серьезно, скептически смотреть. Аниме, сложно нарисованное, сложно анимированное, в подростковом возрасте можно смотреть, а вот «Свинку Пеппу» уже вряд ли...
А сатирические мультсериалы? Пытались в свое время снимать «Атомный лес», но он провалился.
Это классно было сделано! Проект сценариста «Смешариков» Алексея Лебедева. Мне кажется, сам формат телеканала «2х2» — это такой андеграунд, очень интересная, но специфическая направленность. Отзывы-то были хорошие, сериал «заходил», но, видимо, там нужна была какая-то очень мощная сила для продвижения.