Филипп Чижевский: Человек без специального образования зачастую воспринимает музыку острее, чем искушенный слушатель
13 сентября в Концертном зале имени П. И. Чайковского начинается фестиваль Российского национального оркестра, дирижировать которым будет Филипп Чижевский. «Снобу» удалось побеседовать с ним о музыке, путешествиях и эмоциях.
Филипп, в интернете обсуждают, как вы ездили в тундру вместе с композитором Алексеем Сысоевым. Откуда такие увлечения? Чем тундра привлекает дирижера?
Не только тундра привлекает — путешествия в принципе. Это возможность сконцентрироваться на каких-то очень конкретных вещах, например на шаге. Ты понимаешь, что человек мелок, а природа без его присутствия удивительно прекрасна, и особенно остро ощущаешь, что мы на этой планете только гости. А в этом году я был на плато Путорана — тоже место совершенно дикое. Это идеальная перезагрузка, когда задействуются все физические ресурсы организма, и вместе с тем абсолютно освобождается голова. Для меня такой отдых — совершенно необходимая опция.
Вообще, современный дирижер — это какой человек, как вы охарактеризовали бы его личность?
В целом, сейчас другие скорости, люди стали более мобильными. Профессия дирижера — она же в принципе довольно молодая, по большому счету мало что изменилось за последние 100–150 лет. Дирижер — это психолог, аналитик, это многосоставная профессия. Может быть, раньше больше репетировали, но в этом отношении лично я как раз скорее ближе к старой формации, тоже люблю много репетировать.
Получается, понятия «современный дирижер» не существует?
Да, я бы не рассматривал такую формулировку. Вот, например, конкретно я люблю делать стилистически разные вещи. И масштабные, и очень камерные, музыку совсем новую, и музыку старую, на исторических инструментах. В середине XX века был, например, Бруно Мадерна — композитор и дирижер, его можно считать родоначальником так называемого исторически информированного исполнительства. Можно сказать, ничто не ново под луной. А все, что было раньше, есть и сейчас.
Мы видим, что сейчас интерпретации классики меняются, люди устали от филармонических пространств, а образ дирижера во фраке тоже, по всей видимости, канул в Лету?
Абсолютно нет! Дирижер во фраке — образ, который никогда не устареет, это было, есть и будет. Я не ношу фрак, но, если бы он у меня был, я бы его иногда надевал. У меня был фрачный пиджак, купил во фламандской части Бельгии в «Троке» за 35 или 40 евро — это магазин, где продается всякая антикварная всячина. Пиджак конца XIX века, очень качественного плотного сукна, такая вещь с историей. Пару раз надевал его с удовольствием. А что касается классической музыки — ей стало тесно в филармонических пространствах, музыканты начали играть на развалинах замков, в пещерах, в ангарах, делать всякие интересные опен-эйры в труднодоступных местах. Есть такой виолончелист, Джованни Соллима, он вообще играет где угодно. Кто-то записывает клипы — наверняка видели рояль на льдине, чуть ли не в Антарктиде... В Москве есть пространство ГЭС-2, и мы там часто выступаем на площадке Проспекте с Questa Musica — правда, там нужно прибегать к подзвучке (в условиях открытых пространств иногда приходится