Двойной удар по умным дорогам
Американское эмбарго на российское и китайское ПО для автомобилей ускорит фрагментацию технологичных рынков
Очередные санкции, анонсированные администрацией президента США Джо Байдена, направлены против российских и китайских технологий для автоматизированных систем вождения и систем связи в транспортных средствах. Как сообщает Reuters, запреты в основном коснутся программного обеспечения, но частично затронут и оборудование.
Обоснование — киберугрозы. Современные автомобили оснащены устройствами с выходом в интернет и облачные сервисы, что делает их потенциальными объектами для взлома. В данном случае речь идет о специальной системе безопасности на дорогах V2X — vehicle-to-everything, которая собирает данные о других машинах и пешеходах в радиусе примерно 300 метров для выявления вероятных помех. «Общаясь» таким образом с другим транспортом и инфраструктурой, система обеспечивает приоритет общественному транспорту и экстренным службам (с помощью умной регулировки сигналов светофора и заблаговременной отправки нужных сообщений другим участникам движения), предотвращает проезд на красный свет, предупреждает о пешеходах, дорожных работах, пробке или препятствии на дороге, подсказывает скорость для попадания в «зеленую волну». Интеллектуальный стек V2X включает в себя несколько вариантов ПО и оборудования, которые отвечают за связь «транспорт — транспорт», «транспорт — инфраструктура», «транспорт — пешеход» и «транспорт — сеть». V2X оснащаются как автомобили, так и элементы инфраструктуры. Важно, что систему можно установить в любую машину: в ультрасовременные модели — прямо на заводе (в панели встраиваются экраны, на которые выводится вся информация от датчиков), в старые — если добавить подключенное к сети бортовое устройство с выводом данных на смартфон или планшет.
Еще недавно к этой технологии относились скептически. Реального запроса на ее внедрение не было ни в одной стране, а спор «что станет первым, курица или яйцо» (то есть выпуск автомобилей с V2X или оснащение умным софтом дорожной инфраструктуры), казалось, будет вечным. Но теперь расклад изменился. Эксперименты, проведенные в разных регионах мира, показали, что эффект от применения V2X превосходит ожидания по всем параметрам: скорости потока, протяженности пробок, количеству ДТП. Наиболее значимым результатом считается кратное повышение безопасности дорожного движения.