Тяжба дяди Дреда
Поколения подростков по всему миру оплакивали несчастную судьбу дяди Тома — чернокожего невольника, добросердечного и благочестивого трудяги, покорного обстоятельствам. Не все американские рабы были согласны безропотно мириться со своим положением: некоторые брались за оружие, а иные — шли в суд.
Теория и практика
Создатели американского государства записали в его основополагающем документе, Декларации независимости, что все люди созданы равными. Дальнейшая практика показала, что созданы-то они, быть может, и равными, а вот дальнейшая их судьба всеобщего равенства не гарантирует. На протяжении более чем восьмидесяти лет после принятия этого положения на значительной части территории США сохранялось практически ничем не ограниченное владение людьми, потомками африканцев, вывезенных в Новый Свет в XVII-XVIII веках.
Юридически этот институт опирался на два принципа: неприкосновенности частной собственности и федерализма. Второй подразумевал, что отдельные штаты самостоятельно решают большинство вопросов на своей территории, в том числе и определяют допустимость практики владения людьми. Сторонники отмены рабства, аболиционисты (от английского to abolish — «отменять», «упразднять»), разными путями, в том числе и судебным, пытались разрушить этот фундамент. Одной из таких попыток стало нашумевшее в середине XIX столетия дело Дреда Скотта.
В 1820 году Конгресс США, пытаясь разрешить спор о допустимости рабства на огромной территории, купленной в 1803 году у Франции (так называемая «покупка Луизианы»), утвердил акт, известный как Миссурийский компромисс. Согласно этому документу, рабство запрещалось севернее 36° 30΄ северной широты и западнее реки Миссисипи. Приём новых штатов в состав США отныне решено было проводить парами, причём один из новых штатов должен был быть рабовладельческим, а другой — нет. Тогда же этот принцип начал действовать на практике: в 1820-м были образованы два новых штата — свободный Мэн и рабовладельческий Миссури.
«Свободен — несвободен»
Дред Скотт, потомок чернокожих невольников, родился на рубеже веков в рабовладельческом штате Вирджиния. В юности он овладел несколькими ремёслами — работал плотником, каменщиком, кучером; был трудолюбивым, исполнительным и смирным. В 1830-м хозяин продал его армейскому хирургу Джону Эмерсону. Нового владельца периодически переводили по службе, и Скотт следовал за ним, сначала на территорию свободного Иллинойса, затем в Миннесоту, где также не было рабовладения. В 1836 году он женился на Харриет Робинсон, причём была проведена официальная церемония, что не практиковалось в рабовладельческих штатах, не признававших браков между рабами.
В следующем году Эмерсона опять перевели — на этот раз в Миссури. Скотта и его жену он оставил в Иллинойсе, где сдавал их в качестве слуг в «аренду». Законность такой практики в свободном штате вызывала серьёзные сомнения… Когда Эмерсон скончался в 1843-м, Скотт пытался выкупить себя и своих близких (у него родились две дочери), но вдова миссис Эмерсон ему отказала: аренда приносила ей неплохие деньги. И вот тогда законопослушный невольник обратился в суд. Немалую помощь оказали ему потомки прежнего владельца, Питера Блоу, того самого, что продал Скотта Эмерсону, — через них были найдены средства и нанят адвокат.