«Сербский» портрет Петра I
Среди многочисленных изображений Петра I выделяется необычный портрет, который в XIX веке находился в одном из сербских монастырей и пользовался особым почитанием как чудотворный образ.
В собрании Государственного Эрмитажа хранится живописный портрет Петра I, называемый «сербским» — по месту его происхождения. Русский царь представлен в светлом камзоле с завязанным на поясе шарфом и в тёмно-зелёном мундире, со знаками ордена Святого Андрея Первозванного. На голове его шапка с широкой меховой опушкой. Живописец сделал особый акцент на позолоченных деталях костюма. Для изображения шарфа и эфеса шпаги он активно использовал аурипигмент, грубый помол которого позволил добиться эффекта сверкающего золота. Портрет привлекает внимание не только необычными деталями костюма. В первую очередь он отличается особой суровостью образа грозного монарха и ярко выраженными южнославянскими чертами смуглого лица. Складывается впечатление, что художник, не видевший Петра, создавал портрет на основе другого изображения (вероятно, гравюры), интерпретируя его в привычной для себя манере, наделяя местным, национальным колоритом. Скорее всего, картину написал сербский художник, возможно, иконописец одного из монастырей, расположенных на Фрушка-горе. Ведь именно там в течение многих лет находилось живописное полотно.
Необычная история этого произведения может быть реконструирована на основе литературных и архивных источников. Но самая важная информация содержится на старой наклейке, сохранившейся на подрамнике картины: «[Во сво]е и своихъ поминанiе прiнеесосша жителя Карловачка Паvелъ и супруга его Наталia Панio[товичъ с]вятей обытели Реметы въ даръ Лета Гдня. 1821. в 22 рый Maia». Из надписи следует, что портрет принесли в сербский монастырь Велика Ремета жители расположенного недалеко от него города Карловца Павел и Наталья Паниотович, семья которых занималась торговлей. Велика Ремета — это одна из находящихся на Фрушка-горе обителей. Сведения о ней встречаются в источниках уже в XVI веке, а по легенде, её основал в начале XIV столетия король Стефан Драгутин.