Равноправный союз, воссоединение или аннексия?
В Москве и Киеве совершенно по-разному трактовали достигнутые в январе 1654 года договорённости. Противоречий оказалось так много, что уже в 1657 году на Украине началась гражданская война между сторонниками Руси и теми, кто желал остаться в составе Речи Посполитой.
Во второй половине XIX века в российской историографии появились два полемических направления. Одно, представленное Николаем Костомаровым, утверждало, что Москва обманула Запорожское войско: не соблюла автономный статус, обещанный царём, и обман начался в первый же день, когда бояре не подписали пункт о казачьих правах. Другое, озвученное Сергеем Соловьёвым, — уверяло, что украинская сторона фактически обманула Москву: казачье войско вело себя так, будто по-прежнему воюет только за свои интересы, но теперь используя русские контингенты и ресурсы. К тому же противоборствующие партии использовали Русь для сведения счётов. Доносы на «гетмана-злодея» шли в Москву потоком. А там не всегда могли разобраться, кто действительно не прав.
В любом случае царь получил не послушных подданных, как ожидал, а казаки — не того монарха, которого желали. И это противоречие оказалось бомбой замедленного действия.
Непонимание началось ещё при жизни Хмельницкого. Гетман удивился, что, когда Россия объявила перемирие и вступила в переговоры с Польшей, его даже не уведомили. Чуть позже он послал крупный казачий отряд на помощь шведам, воевавшим с Польшей. Из Москвы тут же последовал выговор. Хмельницкий возмутился, но войско отозвал.
История не любит сослагательного наклонения, но иногда сама разыгрывает альтернативы. В дальнейшем часть казачьего войска вернулась под власть Польши. Инициатором этого выступил генеральный войсковой писарь Иван Выговский, самый грамотный соратник Хмельницкого, позже расстрелянный поляками.
Ещё позже на некоторое время сюзереном Запорожья стала Турция. Сын гетмана Юрий Хмельницкий послужил и Москве, и полякам, и туркам. Последние его казнили за бессудные расправы и поборы. Но в народе сохранилась красивая легенда — за то, что отказался выстрелить из пушки в церковь по приказу султана.
На Украине события, разыгравшиеся после 1657 года, принято называть «Руиной». Это очень точное обозначение ужасов начавшейся гражданской войны, которая затянулась на 30 лет и привела земли Поднепровья в страшное разорение. А сам тяжёлый конфликт начался ещё в тот день, когда был подписан Переяславский договор.
Например, одним из условий покровительства Москвы считалась присяга казаков царю. Соответственно, в Кремле присягнувших стали воспринимать как таких же подданных, как и прочих государевых людей (а холопами русского самодержца себя называли даже родовитые бояре). Но в Киеве в присяге видели лишь обязательство не предавать сюзерена и воевать в его войске, а не основание превратиться в его рабов. Но главное — многие казаки и представители духовенства отказались приносить присягу. А значит, эти люди не считали себя связанными обязательствами перед московским правительством.