«Русский немец белокурый едет в дальнюю страну…»
Иногда при атрибуции портретов после всех перипетий поиск приводит к двум кандидатам, каждый из которых в одинаковой степени может быть персонажем картины. При равенстве аргументов выбрать кого-то одного оказывается очень трудно. И тут чашу весов могут качнуть даже самые косвенные признаки.
Летом 2019 года на выставке московской «Галеев — Галереи» я увидел портрет молодого гусарского офицера. Согласно подписи на обороте холста, картину исполнил 5 декабря 1840 года художник Роберт Шведе. Блестящий портретист, он известен тем, что 16 июля 1841 года написал в Пятигорске посмертный портрет Михаила Лермонтова. На Кавказе Шведе оказался как учитель живописи вместе с другом поэта Александром Арнольди, который позднее вспоминал: «Ранним утром на другой день [после роковой дуэли] я видел Лермонтова в его квартире на столе, в белой рубахе, украшенного цветами… Шведе по заказу Столыпина написал портрет с покойного и сделал мне такой же. Я нахожу его лучшим портретом Лермонтова». Принадлежавший Алексею Столыпину (Монго) оригинал хранится сегодня в Пушкинском Доме.
Шведе родился и вырос в Лифляндии. В 1830-е годы он приобрёл известность в Риге как портретист, а в 1840 году перебрался в Петербург, где подвизался учителем в семье Арнольди. По протекции академика Неффа он стал учеником Императорской академии художеств, хотя уже являлся вполне зрелым живописцем. К дебютному для Шведе времени в столице как раз и относится картина, на которой изображён офицер в форме лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Это вполне объяснимо, поскольку именно в Гродненском полку служил учившийся у Шведе поручик Александр Арнольди. Очевидно, что круг первых петербургских заказчиков художника формировался из родных и друзей поручика.
На груди офицера приколот боевой орден Святой Анны 3-й степени с бантом. Но при этом у него нет медалей за Русско-персидскую и Русско-турецкую войны или креста за подавление Польского восстания — то есть награда получена не за боевые походы в начале царствования Николая I. После этого гвардия в войнах не участвовала. Тем не менее с 1835 года из каждого гвардейского полка командировали одного обер-офицера на Кавказ. Таким образом, до 1841 года в экспедициях против горцев приняли участие пятеро гродненских гусар. Но из них поручики Дмитрий Романов и Октавий Рошковский получили орден Святого Владимира 4-й степени с бантом, а граф Пётр Тизенгаузен помимо Анненского креста имел ещё золотую саблю с надписью «За храбрость» и серебряную медаль за осаду и штурм в июне — августе 1839 года ставки имама Шамиля аула Ахульго. На портрете же у гусара обычная сабля, без золотой рукояти эфеса и медных скоб на ножнах, да и медаль на георгиевской ленте отсутствует.
В результате никто из этих трёх офицеров не может быть персонажем портрета. Остаются лишь два кандидата — поручики Рейнгольд Моллер и Михаил Цейдлер. Других кавалеров ордена Святой Анны 3-й степени с бантом в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку в 1840 году не было. Но кто из них изображён на картине?