Рембрандт на вынос
«Портрет Якоба де Гейна III» — далеко не самое известное произведение искусства, пусть даже оно и принадлежит кисти Рембрандта. Однако, согласно книге рекордов Гиннесса, портрету принадлежит рекорд по количеству похищений. Полотно четырежды крали из музеев. За это картина получила прозвище «Рембрандт на вынос».
Кто такой Якоб?
Якоб де Гейн III был художником, причём художником потомственным. Его отец и дед, носившие те же самые имя и фамилию, тоже занимались живописью, однако с большим, нежели Гейн III, успехом. Итогом их плодотворных трудов стало богатое наследство, доставшееся внуку.
Словом, хоть Якоб III и был художником, но за кисть он брался редко, ибо зачем трудиться, когда деньги и так есть. Гейн весьма ценил Рембрандта, покупал его картины и однажды заказал художнику два портрета.
Якоб хотел увековечить свою дружбу с Морицем Хёйгенсом, братом знаменитого нидерландского поэта и композитора Константина Хёйгенса. Друзья попросили Рембрандта сделать портреты в одном стиле, чтобы при этом оба героя ещё и были одеты одинаково. Рембрандт же, по сути, перевыполнил план, сделав вместо двух портретов три: Гейна, Хёйгенса и свой собственный. За основу картин художник взял одну доску, но та оказалась слишком длинной. На остатке Рембрандт изобразил свой очередной автопортрет.
После смерти Гейна Хёйгенс выкупил его портрет. Однако после того, как из жизни ушёл сам Хёйгенс, картины разъехались в разные уголки Европы. «Портрет Якоба де Гейна III» сейчас находится в Лондоне, в Даличской галерее, портрет Хёйгенса — в Гамбурге. Вместе они с тех пор встречались редко. Один из таких случаев имел место в 2006 году на выставке в Даличской галерее. Тогда на неё привезли не только портреты Гейна и Хёйгенса, но и автопортрет Рембрандта, выполненный на той же доске.