Шоу имени Гитлера
Летняя Олимпиада 1936 года вошла в историю прежде всего как грандиозный идеологический успех нацистской Германии. Она до сих пор ассоциируется с личностью Гитлера, оставаясь пятном на репутации Международного олимпийского комитета.
Выборы
Каким образом Берлин стал столицей Олимпиады-1936? МОК неизменно оправдывается тем, что выборы места игр состоялись в 1931 году, за два года до прихода нацистов к власти. В тот момент никто и представить себе не мог, во что превратится Германия к 1936 году. Олимпиаду ведь отдавали Веймарской республике, вполне мирному государству, пытавшемуся строить новую жизнь на руинах Германской империи. Так что, отдавая предпочтение Берлину перед Буэнос-Айресом, Рио-де-Жанейро, Будапештом, Хельсинки, Барселоной и Дублином, МОК, с одной стороны, выражал поддержку Веймарской республике (мол, смотрите, это совсем другая Германия), а с другой — в какой-то мере восстанавливал справедливость: Берлин должен был принимать Игры ещё в 1916-м. Помешала Первая мировая, и человечеству было не до игр.
Отношение к Берлинской Олимпиаде начало меняться в 1934–1935 годах. Нацизм, притеснения евреев, юдофобские лозунги на улицах немецких городов, расизм лидеров нарождавшегося рейха отнюдь не прибавляли сторонников идее проведения Игр в германской столице. Возникло даже движение, требовавшее перенести Игры в Барселону. Идея, прямо скажем, так себе: Испания стояла на пороге гражданской войны. Она, кстати, началась в июле 1936-го, и, если бы перенос состоялся, Олимпиада была бы сорвана.
Изначально скептически к Играм относился и сам Гитлер. Он не видел в них смысла и, как вспоминала Лени Рифеншталь, не собирался участвовать в церемонии открытия. Однако ветер поменялся. Германия пошла на уступки МОК, с городских улиц исчезли антисемитские плакаты, а представителей комитета пригласили посетить страну и убедиться, что никого в ней не притесняют, а нацистские идеи не противоречат Олимпийской хартии.
Идеи Муссолини
Что заставило Гитлера передумать? Вероятно, Муссолини. Не сам дуче, а его весьма успешное участие в другом грандиозном спортивном мероприятии — чемпионате мира по футболу 1934 года. Итальянский диктатор смог превратить футбольный турнир в свой бенефис. Он и на всех церемониях присутствовал, и даже лично вручил чемпионам кубок, тем более что победила сборная Италии. Учитывая, что одна из главных арен турнира носила имя Муссолини, а финал и вовсе проходил на Стадионе Национальной фашистской партии, пиар получился грандиозным. Дуче удалось продвинуть через футбол идеи фашизма на международный уровень.
Нацистская Германия взяла эту историю на карандаш.