Высокие цели
13 громких автомобильных покушений XX века
Автомобиль, как известно, источник повышенной опасности. «Но примешь ты смерть от коня своего», – обещал пушкинский волхв-кудесник князю Олегу задолго до эпохи массовой автомобилизации. Так происходит до сих пор, но это не только про проваленный краш-тест по NCAP или про несработавшую подушку безопасности.
Человек в автомобиле уязвим. Особенно человек власти, покидающий на это время надежные стены резиденций. Те, кто хочет его устранить – неважно, профессионалы спецслужб или киллеры-энтузиасты, – быстро это сообразили. И как только сильные мира сего – монархи, президенты, госчиновники – начали пересаживаться из карет в безлошадные самоходные экипажи, их стали убивать в их автомобилях. Сейчас уже трудно установить, кто стал первой мишенью, но цепочка таких автомобильных покушений простреливает весь XX век, словно автоматная очередь.
Эти сто лет стали классическим примером состязания копья и щита, снаряда и брони. Машины власти начали дополнительно защищать и бронировать, им форсировали двигатели, чтобы быстрее уходить от погони. Нападавшие тоже не теряли времени даром – пробовали то одну, то другую тактику, становились то стрелками, то взрывотехниками. Число тринадцать считается несчастливым, но некоторым из наших героев повезло: они остались в живых именно благодаря своим машинам. В любом случае эта «чертова дюжина» автомобилей, ставших местом действия громких покушений на людей власти, останется в истории навсегда. И в XXI веке мало что изменилось, список машин власти, ставших «машинами смерти», только растет.
1914 год. Эрцгерцог Франц Фердинанд
Graf & Stift 28/32 PS
В 1910 году граф Гаррах заказал у австрийской автомобильной фирмы Gräf & Stiſt модель 28/32 PS с шестиместным кузовом «двойной фаэтон». Подполковник Гаррах, как и другие офицеры, предоставлял свою машину с шофером в распоряжение австрийского императорского двора для торжественных случаев и маневров.
28 июня 1914 года на вокзале в Сараево, столице входящей в Австро-Венгрию Боснии, кортеж из семи машин, включая черный Gräf & Stiſt 28/32 PS фон Гарраха, встречал наследника престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу герцогиню Софию – те прибыли как раз для наблюдения за военными маневрами. А на улицах города их уже ждали убийцы – шесть членов подпольной организации «Млада Босна», выступавшей за отделение южнославянских территорий от Австро-Венгрии и присоединение их к Сербии.
Кортеж двигался со скоростью 15–20 километров в час; Gräf & Stiſt 28/32 PS, в котором ехал Франц Фердинанд, шел третьим, верх автомобиля был открыт. Эрцгерцог сидел сзади слева, герцогиня рядом справа, напротив них, на откидных сиденьях, – граф Гаррах и губернатор Боснии.
Два первых заговорщика в последний момент передумали убивать эрцгерцога. Третий бросил в его машину бомбу, но сначала ударил ее об трамвайный столб, чтобы активировать взрыватель. Шофер Gräf & Stiſt 28/32 PS услышал этот хлопок и машинально прибавил скорость, так что бомба попала в сложенный верх машины, скатилась на мостовую и взорвалась перед следующим автомобилем, ранив его пассажиров, включая адъютанта губернатора, и уличных зрителей.
После выступления в ратуше Франц Фердинанд захотел навестить раненого адъютанта в госпитале. София снова села справа от мужа, а граф Гаррах, чтобы прикрывать эрцгерцога своим телом, встал рядом с ним на подножку. Маршрут изменили на более безопасный, но шофер почему-то поехал прежним, где машину уже встречал еще один заговорщик, гимназист Гаврило Принцип, с пистолетом в руке. Первая пуля пробила борт Gräf & Stiſt 28/32 PS и попала Софии в живот, вторая смертельно ранила эрцгерцога в шею. Его последними словами были: «Софи, Софи! Не умирай! Живи для наших детей!» Герцогиня умерла первой, Франц Фердинанд – через десять минут.
1934 год. Король Александр Первый
Delage DM
Король Югославии Александр Первый был убит 9 октября 1934 года в Марселе практически в прямом эфире. Кинооператор Жорж Межа начал съемку через полминуты после начала покушения и снял умиравшего крупным планом. В тот день даже пресса предупреждала о возможном покушении, но французские власти запретили личной охране короля покидать миноносец «Дубровник», на котором монарх прибыл в Марсель. Помощь, предложенную британскими коллегами из Скотленд-Ярда, французы также предсказуемо отвергли.
Король и принимавший его министр иностранных дел Франции Луи Барту ехали на заднем ряду Delage DM в кузове ландо, с откинутым как раз над ними верхом. Машина была обычной, не бронированной, с широкими и длинными подножками, на которые так удобно было вскочить не только телохранителю, но и стрелку. Полицейских расставили по сторонам дороги спиной к тротуару, они не видели, что происходит сзади.
Визит короля Александра в Марсель должен был укрепить французско-югославскую дружбу и в целом послевоенную систему европейской безопасности, архитектором которой был Барту. Открытый автомобиль выбрали, чтобы публика могла рассмотреть и министра, и высокого гостя. В Delage DM были опущены все стекла, и он специально полз со скоростью 4 км/ч. Его сопровождали лишь двое конных охранников. Задача Величко Георгиева по кличке Влад Черноземский упрощалась.
Георгиев был членом и одним из самых профессиональных террористов ВМРО – болгарской националистической организации. Ее поддерживали хорватские усташи, и вроде бы даже власти гитлеровской Германии, которым союз Франции с Югославией мешал.
Георгиев выбежал из толпы, запрыгнул на подножку Delage, выхватил пистолет и начал стрелять. Первые две пули попали в грудь короля, он умер через несколько минут, еще одна ранила Барту. Началась перестрелка, наконец, один из охранников ударил Георгиева саблей по голове. Киллер упал под ноги толпе и вечером умер в больнице. Барту тоже, но от потери крови – ему неправильно наложили повязку. А через сорок лет были обнародованы данные баллистической экспертизы. Оказалось, в Барту попала случайная пуля из французского полицейского револьвера.
1942 год. Рейнхард Гейдрих
Mercedes-Benz TYP 320 (W142)
Впереди были крутой и узкий поворот со спуском и трамвайная остановка, поэтому шофер Mercedes-Benz Typ 320 Cabriolet B сбавил ход. Да еще неожиданно поперек движения шагнул человек, так что пришлось резко тормозить. И тут пешеход выхватил из-под плаща британский пистолет-пулемет STEN Mk. II.
До этого момента операция «Антропоид» развивалась более или менее успешно. Ее совместно разработали британская разведка и чехословацкое правительство в изгнании – после оккупации и раздела страны Гитлером в 1939-м оно находилось в Великобритании. Ликвидация Рейнхарда Гейдриха, обергруппенфюрера СС, и.о. рейхспротектора Чехии и Моравии, ответственного за «окончательное решение еврейского вопроса» в Европе, должна была одновременно повысить и активность Сопротивления в Чехии, разгромленного Гейдрихом, и мировой авторитет правительства изгнанников.
Утром 27 мая 1942 года Гейдрих, как обычно, ехал по пражскому району Либень на заднем сиденье своего кабриолета. Он каждый день курсировал из пригородной резиденции в город и обратно в этой открытой машине и без охраны. А в тот день улетал в Берлин и уже немного опаздывал. Когда «Мерседес» притормозил на повороте, вышедший ему наперерез сержант чехословацкой армии Ян Кубиш мог застрелить Гейдриха практически в упор. Но его, как и остальных диверсантов в этой операции, готовили в британском тренировочном лагере в Лимингтон-Спа, и оружие ему выдали британское. Sten славился осечками, дал он ее и в этот раз. Кубиш выхватил из портфеля гранату и метнул ее в Гейдриха, но промахнулся. Граната отскочила от кузова автомобиля, взорвалась под правым задним колесом, и осколки, прошив кузов и сиденье, ранили Гейдриха.
Водитель и пассажир выскочили из машины и выхватили табельное оружие. Шофер начал погоню и перестрелку, но Гейдрих упал – у него было сломано ребро, разорвана диафрагма и пробита селезенка. В больнице его прооперировали, через неделю он умер.
Не так давно в Европе нашлись несколько Mercedes-Benz Typ 320 Cabriolet B, претендующих на звание «того самого автомобиля». Но окончательно подлинность ни одного из них не доказана. В любом случае в гараже Гейдриха было минимум два одинаковых «Мерседеса».
1942 год. Анастас Микоян
ЗИС-101Э
6 ноября 1942 года в 14 часов 55 минут из Спасских ворот Кремля выехали два правительственных ЗИСа. У Лобного места они притормозили, чтобы дать извозчику, пересекавшему Красную площадь, возможность убраться с дороги. Тогда стоявший здесь уже полтора часа ефрейтор 1-й зенитно-пулеметной дивизии Московского фронта ПВО Савелий Дмитриев, который незадолго до этого самовольно покинул расположение части с винтовкой и 45 патронами, трижды выстрелил в первую машину. Получив в борт первую пулю, она ускорилась и уехала по улице Куйбышева, нынешней Ильинке. А Дмитриева после перестрелки с охраной Кремля и охранниками, выскочившими из второго ЗИСа, забросали двумя противопехотными гранатами, ранили и задержали.