Шестерка — туз
Antwerp Six: изменение моды путем коллективного усилия молодых людей
«Антверпенская шестерка» — единственный в истории новейшей моды коллектив молодых дизайнеров, который таковым себя осознавал. Что важнее, эти шесть молодых бельгийцев, точнее даже фламандцев — Анн Демельмейстер, Дрис Ван Нотен, Дирк Биккембергс, Вальтер Ван Бейрендонк, Дирк Ван Саен и Марина Йи,— еще и единственный такой коллектив, которому удалось моду как‑то поменять.
«Антверпенская шестерка» — Antwerp Six, Six d’Anvers, Antwerpse Zes на нидерландском — буквально творческой группой никогда не была. Скорее компания молодых людей с идеями и амбициями. У них был общий бэкграунд — Антверпенская королевская академия изящных искусств и ее профессор Линда Лоппа, у которой все они учились в конце 1970-х — начале 1980-х, их общий друг Герт Брюлоот, владелец модного антверпенского магазина Coccodrillo, всячески побуждавший их к продвижению и интернациональной карьере.
Для такой компании было абсолютно естественно и очень практично скинуться, арендовать грузовик, забросить туда свои коллекции и поехать в марте 1986-го в Лондон — по наущению все того же Герта — на British Designer Show. Там сразу возникла проблема с их фламандскими именами — Дрис Ван Нотен даже вспоминал, что они в самом начале хотели взять себе итальянские псевдонимы (уж не знаю, всерьез или в шутку). Журналисты и байеры, не желая выговаривать и разбираться, молниеносно переименовали их в Zes, а потом для еще большей простоты — в Antwerp Six.
Никого эстетического единства в Antwerp Six не было — с одной стороны шестерки был Вальтер Ван Бейрендонк с его многокрасочным карнавальным космизмом/футуризмом, с другой — Анн Демельмейстер с ее черно-белой меланхоличной готичностью, а где-то посредине еще авангардизм Дирка Биккембергса, нежный сюрреализм Дирка Ван Саена и мягкая, пластичная перелицовка Марины Йи. Ну и сложно определяемый Дрис Ван Нотен — единственный из них, кто до сих пор остается действующим большим модельером на интернациональной фэшн-сцене.