А были ли деревни?
Миф о потёмкинских деревнях гласит: во время путешествия Екатерины II по Крыму в 1787 году князь Григорий Потёмкин хотел представить регион в лучшем виде. Он воздвиг бутафорские поселения, где собрал специально привезённых крестьян. Миф этот живёт почти 250 лет. А вот были деревни на самом деле или нет, до сих пор неясно.
Сильный образ
В 1783 году Екатерина II подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую Державу». Прошло четыре года, и императрица решила осмотреть новые земли, губернатором которых был Потёмкин. Он и готовил высочайший визит, стараясь представить довольно необжитые на тот момент крымские просторы в самом выгодном свете.
Путешествие продолжалось в общей сложности около шести месяцев, сопровождали императрицу почти три тысячи человек. В их числе были и знатные иностранцы: гетман Польши граф Франциск Браницкий, австрийский фельдмаршал принц Шарль-Жозеф де Линь, посол Франции граф Луи Филипп де Сегюр и даже австрийский император Иосиф, который путешествовал под именем графа Фалькенштейна.
Но главной звездой вояжа стал всё-таки Потёмкин. Одной из его задач было удивить иностранцев, впечатлить их так, чтобы не осталось сомнений в силе и величии России. Благодаря стараниям Григория Александровича эта задача была успешно выполнена. А может быть, и перевыполнена.
Сторонние наблюдатели
Записок, воспоминаний и впечатлений о «Таврическом вояже» и якобы имевших место бутафорских поселениях сохранилось немало. Однако, если разбираться детально, доверять им безоговорочно вряд ли можно.
Большой популярностью у современников пользовались сочинения Георга фон Гельбига, секретаря посольства Саксонии в Петербурге, и французского писателя Астольфа де Кюстина. Они, казалось бы, однозначно подтверждают: потёмкинские деревни были.
«На петербургском празднестве я то и дело вспоминал путешествие императрицы Екатерины в Крым и выстроенные вдоль дороги, в четверти льё одна от другой, деревни, состоящие из одних раскрашенных фасадов; их возвели здесь из досок, дабы уверить победоносную государыню в том, что в се царствование посреди пустыни выросли деревни. Подобные мысли до сих пор владеют русскими», — читаем в книге де Кюстина «Россия в 1839 году». Ему вторит Гельбиг: «В некотором отдалении как будто бы виднелись деревни, но дома и церковные колокольни были лишь намалёваны на досках». Заметим, что последнего считают основным автором мифа о декоративных поселениях.
Проблема в том, что свидетелей этих нельзя назвать авторитетными. Георг фон Гельбиг не участвовал в поездке, а лишь бойко и живо описал её в сатирических записках, основанных на сплетнях. Потёмкина он недолюбливал и посвятил светлейшему князю сочинение, которое в русском переводе красноречиво называлось «Пансалвин — князь тьмы».
Астольф де Кюстин и вовсе родился в 1790 году, то есть после крымского путешествия. В России он побывал в 1839-м, его сборник путевых впечатлений стал во Франции бестселлером.
Но де Кюстину Россия в принципе не очень понравилась: «нет ничего печальнее, чем природа в окрестностях Петербурга», «Петербург — это армейский штаб, а не столица нации», «в России жить трудно всем», «люди здесь серьёзны от страха». Так что не удивительно, что в его критическом сочинении упоминаются и якобы имевшие место потёмкинские декорации.
Показания участников
Показания реальных участников путешествия расходятся.